Городской средний класс в современной России

Городской средний класс в современной России

<<назад           

оглавление

>> дальше

5. Особенности экономического сознания и поведения среднего класса

Для того чтобы говорить о том, насколько формирующийся в России СК может быть основой экономически сильного государства, необходимо рассмотреть не только его человеческий капитал, но и реальные поведенческие практики СК, а также особенности его экономического сознания. При этом важно понять, какие из этих практик, ценностей и установок «стимулируются» обществом через систему реальных материальных и карьерных поощрений, и насколько они распространены в среднем классе.

В качестве критерия успешности, отражающего явное присутствие такого рода «поощрений» со стороны общества, мы взяли отсутствие необходимости предпринимать какие-то дополнительные усилия для улучшения своего положения, т.е. ввели как особую группу тех, у кого тип основной занятости вполне обеспечивает им достойный уровень жизни. В этой связи надо отметить, что в настоящее время только 15% городского населения страны говорят о том, что не предпринимают попыток улучшить свое материальное положение, т.к. в этом нет необходимости. В среднем классе их 21% (в периферии – 16%, среди прочих массовых слоев – 11%).

В числе успешных россиян 56% (при 24% по экономически активному городскому населению в целом) получили за последние 5 лет повышение в должности, 40% не изменили своего должностного статуса, и лишь 4% его понизили. Таким образом, «стимулирование» со стороны общества прослеживается у них достаточно отчетливо. СК при этом демонстрирует чуть худшие по карьерному росту показатели (49%, 48% и 3% соответственно), но для него это компенсируется более интересной работой и ранее завоеванными прочными позициями в обществе (см. табл. 16). То есть он также демонстрирует четкое «стимулирование» со стороны общества, хотя и через несколько специфическую систему поощрений.

Таблица 16

Ответы на вопрос: «В каких сферах Вы добились желаемого?» представителей различных социальных слоев, в %

 

 

Успешные россияне

Средний класс

Периферия

Прочие
массовые слои

Получить престижную работу

55,0

60,0

44,0

34,0

Иметь собственный бизнес

27,0

31,0

24,0

24,0

Стать богатым человеком

34,0

31,0

28,0

25,0

Иметь интересную работу

57,0

68,0

52,0

41,0

Сделать карьеру (профессиональную, политическую или общественную)

43,0

49,0

37,0

29,0

Иметь доступ к власти

33,0

31,0

25,0

24,0

 

Особенно разительны успехи СК в наличии престижной и интересной работы и карьере, которые определяются его квалификационным и властным ресурсами. Наличие последних характеристик – ключевая особенность СК.

Высокий квалификационный ресурс – это следствие инвестиций СК в собственные знания и навыки. Причина подобного поведения кроется в особом отношении СК к своей работе, заметно отличающемся не только от показателей городского населения в целом, но и от отношения к работе у тех, кого мы назвали успешными россиянами (см. табл. 17)

Таблица 17

Отношение к работе представителей различных слоев населения, в %

 

 

Успешные россияне

Средний класс

Население
в целом

Это важнейшая сторона Вашей жизни и возможность проявить себя, самореализоваться

43,0

62,0

37,0

Работа для Вас в основном источник средств к существованию

73,0

67,0

81,0

Это прежде всего возможность общения

29,0

33,0

31,0

Это способ получения общественного одобрения и признания

14,0

21,0

15,0

Работа – неприятная обязанность, если бы Вы могли, то вообще не работали бы

5,0

3,0

8,0

 

Такая разница связана с тем, что успешные россияне – это неоднородная группа. Она включает не только профессионалов, отличающихся как улучшением материального положения, так и восходящей профессиональной мобильностью, но и квалифицированных рабочих, которым свойственно улучшение только материального положения. В связи с тем, что в настоящий момент на рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных рабочих, последняя группа также заметно улучшила свое материальное положение по сравнению с тем, каким оно было несколько лет назад.

СК более однороден по сравнению с успешными россиянами и тяготеет именно к той их группе, которая отличается ростом их профессионального статуса. Особенно ярко специфические для него особенности проявляются при этом у тех представителей СК, которые получили за последние 5 лет повышение у себя на работе[1] (см. табл. 18).

Таблица 18

Отношение к работе представителей различных слоев населения, в %

 

Отношение

Средний класс

Успешные

Получившие

повышение
за последние
5 лет

Не получившие повышение за последние 5 лет

Получившие повышение за последние 5 лет

Не получившие повышение за последние 5 лет

Это важнейшая сторона Вашей жизни и возможность проявить себя, самореализоваться

68,0

57,0

70,0

30,0

Работа для Вас в основном источник средств к существованию

64,0

70,0

63,0

77,0

Это прежде всего возможность общения

34,0

33,0

28,0

29,0

Это способ получения общественного одобрения и признания

23,0

20,0

17,0

13,0

Работа – неприятная обязанность, если бы Вы могли, то вообще не работали бы

1,0

5,0

0,0

7,0

 

Из особенностей восприятия средним классом его работы вытекают и его требования к ней. Она, прежде всего, должна быть хорошо оплачиваемой, но также интересной, разнообразной и обеспечивающей возможности профессионального роста (см. табл. 19).

Таблица 19

Требования к работе представителей различных слоев населения, в %

 

Работа должна быть:

Средний класс

Население
в целом

Интересной

55,0

53,0

Обеспечивающей возможность сделать быструю карьеру

14,0

10,0

Обеспечивающей возможности профессионального роста

33,0

23,0

Разнообразной, творческой, предполагающей инициативу

23,0

15,0

Полезной обществу

19,0

16,0

Хорошо оплачиваемой

79,0

85,0

С хорошими условиями труда

27,0

40,0

Престижной

16,0

12,0

Оставлять много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы)

9,0

12,0

Неутомительной

6,0

8,0

Вообще не хотят работать ни на какой работе

0,0

0,0

 

Недаром работа, которая, по всей вероятности, выбрана согласно этим критериям, приносит представителям СК особое удовлетворение, и они чаще говорят о хорошей ситуации на работе и хороших возможностях реализации себя в профессии (см. табл. 20). Это позволяет говорить об эффективности и продуктивности трудовых ценностей этого слоя.

Таблица 20

Оценка своего положения представителями различных социальных слоев, в %

 

 

Оценка

Средний класс

Периферия

Прочие
массовые слои

Ситуация на работе

Хорошо

50,0

39,0

31,0

Удовлетворительно

47,0

56,0

60,0

Плохо

3,0

5,0

9,0

Возможности реализовать себя в профессии

Хорошо

55,0

37,0

26,0

Удовлетворительно

39,0

54,0

55,0

Плохо

6,0

9,0

19,0

 

Рассмотрим теперь отношение СК к тем или иным явлениям экономической жизни.

СК чаще остального населения страны выступает за равенство возможностей, а не доходов, и за развитие конкуренции, считает, что благополучие людей зависит только от них самих. Его представители чаще говорят о том, что доходы должны быть только честными, а упорный труд – приносить свои плоды (см. табл. 21).

Таблица 21

Жизненные установки различных социальных слоев, в %

 

Альтернативные пары суждений

Средний класс

Периферия

Прочие
 массовые слои

1. Упорный труд не является причиной успеха – это в большей степени результат везения и личных связей

42,0

50,0

56,0

2. Если упорно трудиться, то в долговременной перспективе это, как правило, оборачивается улучшением жизни

58,0

50,0

44,0

3. Только на интересную работу можно потратить значительную часть жизни

69,0

55,0

46,0

4. Главное в работе – это сколько за нее платят

31,0

45,0

54,0

5. Конкуренция вредна, она усиливает в человеке его дурные стороны

15,0

20,0

30,0

6. Конкуренция – это хорошо. Она заставляет людей напряженно трудиться, побуждает выдвигать новые идеи

85,0

80,0

70,0

7. Предприниматели наживаются на чужом труде

31,0

45,0

53,0

8. Предприниматели дают людям рабочие места

69,0

55,0

47,0

9. Равенство возможностей для проявления способностей каждого человека важнее, чем равенство доходов и условий жизни

69,0

60,0

56,0

10. Равенство доходов, положения и условий жизни каждого человека важнее, чем равенство возможностей для проявления способностей

31,0

40,0

44,0

11. Можно иметь любые доходы, независимо от того, как они получены

35,0

39,0

36,0

12. Человек должен иметь только те доходы, которые заработал честным трудом

65,0

61,0

64,0

13. Мое материальное положение зависит прежде всего от меня

65,0

57,0

57,0

14. От меня мало что зависит – важно, какая экономическая ситуация будет в стране

35,0

43,0

43,0

 

Нельзя не заметить, что ценностные ориентации периферии в количественном отношении занимают промежуточное положение между аналогичными показателями СК и других массовых слоев, но в качественном плане примыкают к позиции СК, особенно по таким позициям как отношение к упорному труду, работе и предпринимательству, где прочие массовые слои противостоят и среднему классу, и его периферии.

Российский СК высоко ценит равенство возможностей, самореализацию, конкуренцию и возможность работать, т.е. обладает продуктивными либеральными ценностями, что особенно ярко наблюдается среди тех представителей СК, которые оценивают свое материальное положение как хорошее (см. рис. 20).

Рисунок 20

Согласие с различными суждениями в среде среднего класса, в %

 

Более либеральная ориентация СК подтверждается и тем, что он значительно лучше остальных относится к частной собственности и понятию «работа», в то время как смирение и традиции вызывают у него менее позитивные ассоциации, чем у других слоев городского населения (см. табл. 22)

Таблица 22

Положительное отношение к различным понятиям у разных слоев населения, в %

 

Понятия

Средний класс

Периферия

Прочие массовые слои

Смирение

35,0

40,0

42,0

Традиции

88,0

90,0

93,0

Работа

89,0

88,0

81,0

Частная собственность

90,0

86,0

77,0

При этом молодые представители СК в большей мере ценят частную собственность, риск и индивидуальность. С увеличением возраста растет позитивное отношение к традициям и привычный для России патернализм (см. табл. 23).

Таблица 23

Положительное отношение к различным понятиям у разных возрастных когорт среднего класса, в %

 

Понятия

22-30 лет

31-40 лет

41-50 лет

51-60 лет

Смирение

29,0

33,0

39,0

41,0

Традиции

84,0

90,0

91,0

96,0

Риск

63,0

64,0

48,0

46,0

Послушание

36,0

37,0

50,0

50,0

Работа

92,0

90,0

85,0

94,0

Частная собственность

96,0

92,0

89,0

80,0

 

Таким образом, городской СК России отличается успешностью, основы которой заложены в его подходе к жизни в целом и экономической деятельности в частности. Ценностные ориентации этой группы россиян в экономической сфере по сравнению с остальным населением страны отличаются нацеленностью на достижение результатов, рациональность, ценностями самореализации и т. д. Особенно четко эти особенности прослеживаются в среде молодых представителей СК.

Но насколько образ мыслей СК отражается на его поведении? Насколько его реальные практики соответствуют декларируемым им ценностям?

Судя по данным исследования, связь эта самая прямая. Так, в случае наличия потребности улучшить свое материальное положение, представители СК не опускают руки, а стараются улучшать свою жизненную ситуацию, прежде всего посредством занятости. Для трети это совместительство и для трети же – сверхурочная работа. Они реже занимают деньги, реже прибегают к практике обеспечения себя продуктами питания и их продаже, но чаще – к практике получения доходов с того или иного вида капитала. Гораздо чаще у них отсутствует и необходимость пытаться как-то дополнительно улучшить свое положение, реже встречаются пассивность и убеждение, что они не могут повлиять на свое положение (см. рис. 21).

Стоит отметить, что поведенческие стратегии периферии в сфере улучшения своего материального положения ближе к стратегиям массовых слоев населения, не относящихся к среднему классу. Таким образом, хотя ценностные ориентации периферии во многом близки к аналогичным у СК, поведенческие практики ее представителей демонстрируют иную тенденцию. По всей вероятности, реализация ею более продуктивного поведения возможна лишь при наличии каких-то пока отсутствующих у нее ресурсов или структурных предпосылок, и наличия только соответствующих установок, для развития этих практик недостаточно. То есть мировоззрение и ресурсы соотносятся как необходимое и достаточное условия развития экономически эффективного поведения.

Рисунок 21

Способы изменения материального положения в лучшую сторону у представителей различных слоев населения, в %

В этой связи посмотрим повнимательнее на особенности ресурсов СК и его поведение по отношению к ним. Дополнительная занятость является одним из основных ресурсов СК в силу его высокой квалификации и спроса на труд этого качества. А вот наличие доходов от собственности поднимает уже вопрос о том, как исходно СК относится к ней. Ведь цивилизованный собственник не только пользуется возможностями, которые открывает ему обладание собственностью, но и выполняет определенные обязательства по отношению к ней. В этой связи надо подчеркнуть – СК, в отличие от остального городского населения, в целом более бережно относится к своей собственности. Так, к примеру, если речь идет о недвижимости, то его представители не только чуть регулярнее платят соответствующие налоги, но и заметно чаще вкладывают средства в ремонт и поддержание должного состояния своего имущества (см. рис. 22).

Рисунок 22

Выполнения обязательств в связи с обладанием собственностью в различных слоях населения, в %

Впрочем, эту тенденцию не стоит переоценивать – как видно на рисунке 22, за 7 (!) лет лишь чуть более трети СК (при четверти в периферии и прочих массовых слоях) производили капитальный или косметический ремонт своей собственности, каковой для большинства является занимаемое ими жилье.

При этом сбережения у СК встречаются значительно чаще, чем у остальных россиян, а долги – реже (см. рис. 23).

Рисунок 23

Наличие долгов и сбережений у представителей различных социальных слоев, в %

 

Значительное распространение практики как сбережений, так и долгов в среднем классе заставляет задуматься о рациональности финансового поведения его представителей и поднимает вопрос об их поведенческих стратегиях в экономической сфере, способах распоряжения свободными средствами.

<<назад           

оглавление

>> дальше