Интенциональность «догоняния» и кому она выгодна (социологический анализ)

Интенциональность «догоняния» и кому она выгодна (социологический анализ)

На днях писательница Л. Улицкая заявила в интервью одному из украинских телеканалов, что мы, то есть жители РФ, "не можем стать европейцами" и что нам нужно для этого "150 лет, а может, еще и больше".

Не стану поднимать вопросы, связанные с географией и историей. Не стану также сравнивать экономику, промышленность, вооружение – ведь писательницу огорчают  сограждане, иными словами, люди своей же страны, где она, как и ее коллеги в сфере художественного слова, призвана сеять "разумное, доброе, вечное".

Поскольку основным критерием негативной оценки писательницы послужило наблюдение (каждый человек имеет право на наблюдение, а писатель тем более), что мы ощущаем разницу догоняния, путешествуя по Европе и общаясь с людьми из других стран, закономерен вопрос: а так ли уж важно нашим согражданам "догонять"  и в чем именно нужно догонять?

Конечно, существуют некоторые естественные  для  приехавших в другую страну (в том числе и в Россию!) барьеры, связанные с "включением" в новую реальность, а это и язык, и еда, и быт, и мода, и многое прочее. При этом язык, конечно, желательно знать, моде следовать, еду дегустировать.

Однако для сравнения и оценки именно людей главными критериями должны быть  нравственность и менталитет, а также  и те условия и действия со стороны общества, госструктур и действующих научных концепций, которые способствует развитию лучших характеристик и особенностей личности.

Общеизвестно, что в современных европейских социумах доминируют постмодернистские научные концепции, где позволительно игнорировать традиционные значения и смыслы (а зачем? ведь "автор умер"), где главным достоинством человека (в сфере коммуникации) считается способность не к адекватному пониманию, а к интерпретированию, в том числе и к произвольному, без внимания и уважения к мнению других, даже – к общепринятым законам, традициям, солидарностям, нормам.

С учетом основных постулатов этих концепций культивируются методы обучения и воспитания подрастающего поколения, создаются и распространяются культурные образцы поведения и эмоционального реагирования. И если именно такая  уверенность (а точнее, самоуверенность) прельстила писательницу, то вряд ли ее следует "догонять", даже если, оказавшись в западноевропейских странах, наши соотечественники не сразу сориентируются в каких-то мелочах. (Вообще-то, по моим личным наблюдениям, что-то не попадались мне за пределами нашей страны растерянные россияне).

Надо сказать, что идеология постмодернизма мало способствует социоментальному развитию личности, связанному с умением (способностью, особого рода навыками) адекватно ориентироваться в сфере коммуникации, а ведь, если разобраться, вся жизнь человека в той или иной мере связана с коммуникацией. Добавлю, что, по данным наших исследований, гарантией способности человека к адекватному пониманию смысловых доминант в социокультурной среде не является ни пол, ни возраст (имеются в виду взрослые люди), ни национальность, ни даже!!! место проживания. Так-то. Везде есть мудрые, понимающие люди, и в западноевропейских странах, и в России, и в других странах.    

Вообще-то идеология "догоняния" не так уж безобидна. На протяжении веков и десятилетий в российском обществе создавался комплекс некоей неполноценности, причем как извне, со стороны "радетелей" нашей европеизации, так и усилиями наших внутренних "доброжелателей". Вспомним и о другой тенденции – желании создать в умах наших соотечественников представление об исключительности других стран.

Одно дело – обмениваться лучшим, что есть у людей разных стран (у всех есть что-то лучшее, что-то замечательное), другое – использовать недостатки и недочеты, которые при желании всегда можно найти (или придумать, сочинить), для сообщения своих политических взглядов, а в том случае, который стал поводом настоящей статьи, такая интенциональность явно просматривается.



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)