Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Учебное пособие IT-Центра

Издательство «Юрайт» сделало подарок IT-Центру к новому году – выпустило учебное пособие. Подготовленное сотрудниками IT-Центра «Редакторская подготовка издания. Печатное и электронное издание. Учебное пособие»[1]

В основе пособия лежат значительно переработанные и дополненные материалы заочных семинаров IT-Центра «Отличие электронного издания от печатного», «Осваиваем инструментарий» и «О презентациях и слайдах», а также статей, опубликованных в ряде журналов и сборников.

Идея создания настоящего пособия, а, точнее, глубокого изучения особенностей изданий в электронном формате, связана с одним далеким зимним московским вечером, знаменательным сильнейшим снегопадом и жестокими многокилометровыми пробками.

В тот вечер надо было подготовить презентацию для коллеги и так получилось, что докладчик мог подготовить сырье – материалы для размещения на слайдах, только в одиннадцатом часу вечера, а в 6 утра она уже была нужна ему на флэшке.

Всё бы ничего, на презентацию такого рода уходит примерно 2,5-3 часа. В это время входит уточнение у автора каких-то деталей, сокращение длинных формулировок, поиск наиболее выразительного вида графика, обсуждение с автором предложенного варианта и т. п. Но в нашу жизнь вмешался снегопад. Пробки, вызванные им, были огромными даже для привычных к пробкам московским водителям. Время шло, а до дома с компьютером было ещё далеко…

Чтобы сэкономить немного времени, часть работы пришлось выполнять прямо по дороге. Дорожные условия сложились такие, что времени изучить материал и написать письмо было предостаточно. Вот так обмениваясь письмами с просьбами что-то изменить, что-то уточнить, что-то по-другому сформулировать, пролетело три часа пути, в добавок к двум с половиной, потраченных на дорогу ранее.

Презентация удалась, докладчик отлично выступил. Но разработчик презентации обратил внимание на то, что процесс, который обычно протекает в основном в устном формате, оказался зафиксированным в письмах. Это показалось полезным, и на утро было написано небольшое письмо с темой «Послесловие к презентации», где разработчик слайдов сформулировал требования, пожелания, указания, короче все, что потребовалось для создания хорошей презентации, всё то, что обсуждалось в ночной переписке. Докладчик поблагодарил и заметил, что из всего этого могла бы получиться неплохая методическая брошюра.

В дальнейшем, анализ «ночных бдений» привёл к размышлениям об особенностях электронного формата, к исследованию данной проблемы не только относительно презентации и, в конечном итоге, написанию данного пособия.

Справедливости ради, заметим, что статьи, посвящённые презентациям, появились не сразу после описанных событий. Презентациям посвящена вторая часть в пособии, тому есть несколько причин. Не самая главная, но одна из них та, что первая часть была написана намного раньше.

Изучение особенностей электронного формата, разработка нескольких электронных изданий, размышления над методикой создания таких изданий нашли свой выход в серии методических семинаров для сотрудников, проведенных авторами в Институте социологии РАН. Позже формат традиционных, очных, семинаров трансформировался в заочные. Такая форма в чём-то удобнее, она позволяет знакомиться с материалами семинара в свободное время, не привязанное к определенному часу. Вместе с методическим семинаром, также в заочном формате публиковался и семинар-практикум «Осваиваем инструментарий»[2].

Когда материла набралось уже достаточно, авторам пособия заходилось проверить себя, сверить свои мысли, свои подходы с мэтрами издательской индустрии. Они обратились к главному редактору одного из ведущих политологических журналов с просьбой высказать профессиональное мнение об их труде, предупредив, что речи о публикации в журнале не идёт, но интересно мнение профессионала. Ответ был неожиданным, но очень приятным для авторов, главред предложил подумать о публикации в журнале. Это застало авторов врасплох. Конечно, приятно, когда предлагают опубликоваться в журнале такого уровня, но как быть с оформлением. Ведь, сами материалы были оформлены в стандартах электронного издания. На вопрос, сколько потеряет статья, если её оформить в журнальной вёрстке, ответ был – не меньше половины! Тогда авторам пришлось придумать сокращенный «журнальный» вариант, который и был опубликован в 2013 году.

На этом не остановилось журнальное творчество авторов пособия. Позже статьи по этой теме были опубликованы в двух других журналах. С успехом прошел доклад на международной конференции в 2014 г.

Из заочных семинаров, журнальных статей и собственных доработок выросло пособие, которое благодаря издательству Юрайт, вышло свет. Подробней о книге можно прочитать здесь.

Авторы сердечно благодарят всех, кто поддерживал этот проект, советом, словом и реальным делом помогая воплотить его в жизнь

Страница книги на сайте издательства http://urait.ru/catalog/411535. (К сожалению, доступ к полному тексту пособия возможен только на платной основе).

Также издательство издает клон этой книги для СПО под названием «Редакторский анализ текста при подготовке его к изданию. Печатное и электронное издание : учебное пособие для СПО / Е. И. Григорьева, И. М. Ситдиков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 439 с» - http://urait.ru/catalog/411539 (текст обоих вариантов книги идентичен).

 

[1] Редакторская подготовка издания. Печатное и электронное издание + доп. материалы
в ЭБС : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Е. И. Григорьева, И. М. Ситдиков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 439 с.. 

[2] Зафиксировано более 1000 скачиваний материалов сеинара



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: