Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Дети в интернете

Башева О.А., кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра теоретических и историко-социологических иследований, член Совета молодых ученых Института социологии РАН.

В январе 2018 г. по инициативе председателя Совета Федерации указом президента в России объявлено «Десятилетие детства». Отдельным направлением этой программы заботы о детях выделено развитие детского контента, создание анимации и сериальной продукции, которые сейчас немыслимы без интернета, как важнейшей среды распространения.

«Институт исследований интернета» совместно с компанией Mediascope, системой анализа социальных медиа Brand Analytics и фондом «Общественное мнение» подготовили доклад «Детский Рунет 2018», в котором представили основные тенденции развития детского сегмента интернета в России [1].

Детским Рунетом называют сегмент российского интернета, объединяющий детский контент и его потребителей. 24,5 млн. россиян, включая детей и их родителей, посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте, а в социальных сетях и на видеохостингах ­– их 41млн.!

В целом Рунет сегодня охватывает 90 мнл. россиян, более 70% населения страны. Как отмечает, замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, он оказывает огромное влияние на все русскоязычное пространство, не только России, но и СНГ, Прибалтики, Германии, Израиля, США и других стран. Детский Рунет играет большую интеграционную роль, обеспечивая связь нового поколения с русским языком и культурой. Во многом этому способствует то, что детский контент представлен не только на отдельных специализированных сайтах, но в первую очередь на платформах — видеохостингах и социальных сетях.

Дети начинают пользоваться интернетом все раньше: в среднем в 4-5 лет. Причем более трети делают это самостоятельно. У 44% детей в возрасте 5-7 лет и у 74% 8-11-летних уже есть свой смартфон.

Главный тренд у детей и подростков в 2018 г. – мобильные социальные видеоплатформы, такие как like.video (более 70% их пользователей – младше 18 лет) и tiktok (более 40% авторов младше 18 лет), разработанные в Азии (Рис.1).

Рисунок 1 - Доля юных (до 18 лет) авторов
Источник: Детский Рунет 2018. Отраслевой доклад / Институт исследований интернета.
URL: https://internetinstitute.ru/detskii-runet-2018-otraslevoi-doklad/

Особенности детской интернет-аудитории

По данным опроса Mediascope, в городах с населением 100 тыс.+, интернет-пользователями являются 93% детей в возрасте 5-11 лет (89% детей в возрасте 5-7 лет и 97% детей в возрасте 8-11 лет). При этом уже в возрасте 5-7 лет 39% времени в интернете дети проводят самостоятельно, а к 8-11 годам этот показатель возрастает до 55%. Почти каждый день (6-7 дней в неделю) интернетом пользуются 45% детей. И чем старше ребёнок, тем чаще он пользуется интернетом.

Потребление контента в Сети меняется с возрастом: малыши 5-7 лет в основном смотрят видео (95%) и играют в игры (60%); дети 8-11 больше времени уделяют учёбе и развивающему контенту (83%), социальным сетям (55%). Однако и мультимедийные развлечения остаются для детей 8-11 одной из ключевых практик: видео смотрят 86%, в онлайн-игры играют 74%, на картинки и музыку приходится 68% и 66% соответственно (Рис. 2).

Рисунок 2 - Контент в Сети
Источник: Детский Рунет 2018. Отраслевой доклад / Институт исследований интернета.
URL: https://internetinstitute.ru/detskii-runet-2018-otraslevoi-doklad/

Безопасность детей в интернете

Детская безопасность в Сети остроактуальная тема во всем мире, а в России особенно после недавних историй о «группах смерти», в которых якобы детей доводили до суицидов, активно освещавшихся в СМИ [2, 3]. Европейские ученые проводят исследования в области интернет-безопасности юных медиапользователей в рамках таких общеевропейских и национальных проектах как, например, «Дети Европы Онлайн» (EU Kids Online) [4] и «Британские дети в Интернете (UK Children Go Online). Они приходят к выводу, что цифровая грамотность и опыт работы (или нахождения) в Интернете не гарантируют защиту пользователя от потенциальных рисков и вреда, поскольку важны не длительность нахождения в Сети, а именно медиакомпетентности личности [5].

В России, по данным ФОМ, всё больше родителей считают необходимым следить за интернет-потреблением детей. В 2018 году в этом уверены уже 96% родителей (в 2015 – 94%, в 2013 – 91%, в 2012 – 90%). Однако только 23% родителей используют какие-либо средства обеспечения безопасности, кроме антивирусов (в 2015 году – 17%, а в 2013 – 14%).

За последние 3 года доля семей, использующих настройки безопасного (детского) поиска выросла с 5% до 23%. В 3 раза выросла популярность у родителей услуги «детского интернета» от провайдера: с 4% до 12%. 18% родителей уверены, что в интернете вовсе нет безопасных для детей сервисов.

Наиболее безопасными для детей родители считают большие порталы (35% родителей в 2018 году, 34% в 2015 году). При этом поисковые сервисы безопасными считают только 8% (11% в 2015 году). В безопасности социальных сетей уверены только 12% родителей.

Большинство родителей осознают в первую очередь собственную ответственность за безопасность детей в Сети. И чем моложе родители, тем выше этот показатель. При этом родители, которые сами не пользуются интернетом, в 2 раза чаще говорят об ответственности государства и школы.

Директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников отмечает, что интернет для детей сегодня – не развлечение, а большая часть жизни. Эта сфера не может и не должна оставаться бесконтрольной со стороны родителей. И, как и этикету, взаимоуважению, поведению в обществе, поведению в интернете нужно обучать. Этим должны заниматься и дома, и в школе [см., например, 6]. Важно, чтобы, наряду с потреблением цифровых услуг и продуктов, росла цифровая грамотность молодого поколения. Без основных цифровых навыков и знаний интернет не будет безопасной и полезной средой для ребенка.

Источники

[1] Детский Рунет 2018. Отраслевой доклад / Институт исследований интернета. URL: https://internetinstitute.ru/detskii-runet-2018-otraslevoi-doklad/

[2] Запуганные предки. Как Россия поверила в миф о зловещем синем ките и массовых самоубийствах детей. 07.08.2017, Лента.ру. URL: https://lenta.ru/articles/2017/03/07/siniykit/

[3] Группы смерти (18+). 16.05.2016. Новая газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18

[4] Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. 2012. URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf

[5] Михалева Г.В. Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании // Научный диалог. Педагогика. Психология. №6 (30). 2014. С.66-74.

[6] Методическое пособие «Поговорите с ребенком об интернете» / Фонд развития Интернет, ПАО «МТС». URL: http://mbounosh43.ru/wp-content/uploads/2016/11/metodichka_pogovorite_s_rebenkom_ob_internete.pdf



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: