О.Н. Яницкий. Российская социология должна быть граждански ориентированной

О.Н. Яницкий. Российская социология должна быть граждански ориентированной

О.Н.ЯницкийРоссийская социология должна быть граждански ориентированной

 О.Н. Яницкий главный научный сотрудник ИС РАН

 

Вся российская наука, начиная с XIX века, была граждански ориентированной. Это значит – аналитически и критически настроенной и прогностически ориентированной в отношении процессов, происходивших в  российском обществе. Речь не только о Н. Михайловском, А. Герцене, П. Сорокине или Вл. Соловьеве, но и об естественниках и политиках – В. Докучаеве, Д. Менделееве, В. Вернадском и современных, В. Гинзбурге, Ж. Алферове или Ю. Рыжове и многих других.

Да, время от времени возникает потребность «глубокой рефлексии», то есть переоценки используемых теорий и методов, о чем еще полвека назад писал Т. Кун (см. его «Структура научных революций»). Но без погружения в эмпирику социологическое знание мертво. «Глубокая рефлексия» – это очередной пересмотр позиции социолога, его целей, инструментария и ресурсов, к чему его понуждает изменяющийся поток жизни, а не «глядение в собственный пуп».

К сожалению, российская социология теряет свой научный авторитет и политический вес в нашем обществе. Главную причину я вижу в том, что она стала обслуживать власть, вместо того, чтобы критически анализировать ее действия и стараться влиять на них. Сегодня социологи – «служилые люди», состоящие на службе интересов власти и крупного бизнеса. В условиях периодических кризисов нашей коррумпированной «рыночной экономики» и «вертикали» власти российская социология все более становится ее отражением: странным гибридом «либерально-вертикальных» воззрений и концепций.

Характерно, что нынешний кризис практически никак не отразился на тематике докладов Всероссийского социологического конгресса и ряда последующих международных и российских собраний социологов. Между тем, как раз этот кризис еще раз обнажил критическую дистанцию между инкапсулированным экспертным социологическим сообществом и остальным населением, дистанцию, угрожающую утерей взаимопонимания между наукой и обществом.

Как мне представляется есть несколько ключевых вопросов, которые нам следовало бы обсудить. Первый – это соотношение экономического и социологического знания. Что  социология становится подчиненной наукой? – Ведь, как стало очевидным сегодня, миром правит экономика «финансовых потоков», которые конструируют и разрушают мир, детерминируют развитие науки и технологий, несет смерть одним человеческим поселениям и создает целые «силиконовые долины» и т.д. Далее, «hit and miss» принцип действия финансового капитала хаотизирует общество. Бек, Гидденс и Лэш предсказывали необходимость рефлективной модернизации, но они ошиблись: она одновременно хаотична, безответственна и подвержена «ручному управлению» как у нас, так и на Западе.

Во-вторых, какова роль российского социолога в решении задачи модернизации? Модернизация, используя выражение В. Ядова, – это наш «философский камень» сегодня. Если следовать Н. Кондратьеву, то мы через 10-12 лет должны вместе с развитым миром должны осуществить двойной социетальный скачок: завершить в основном пятый цикл технологического развития («информационный») и начать шестой (экобиотехнологический). Может ли сегодня российский социолог сказать что-то вразумительное по этому поводу? А ведь такой «формационный» сдвиг изменит  все: тип  общества, его социально-функциональную структуру и образ жизни  самого человека.

В-третьих, глобализация казалось бы, объединяет. Но она одновременно ускорила процесс разделения мира на богатеющее и развивающееся меньшинство и деградирующее большинство (Де Сото). Доктрина «помощи» первого вторым не работает. Разрыв между первым и третьим мирами увеличивается. Каковы место и роль нашего общества в современных геополитических трансформациях? Социология теряет также свой общественный вес потому, что она перестала заниматься территориальными проблемами, состоянием ее природы, тогда как сегодня территория, ландшафт – это важнейший геостратегический ресурс любого общества, ресурс его выживания и безопасности. Ресурсные войны – такая же социальная реальность, как этнополитические и другие конфликты. Или же это опять не наш вопрос?

В-четвертых, социология  по-прежнему интересуется только «действием», но не его скрытыми и отдаленными последствиями. Глобализация ее интересует как фактор влияния н социальную жизнь, но не как сигнал к необходимости изменения самой парадигмы общественного развития, включающей обратную связь («эффект бумеранга», по У. Беку). Идея Баумана о «социальных отходах навсегда» как последствиях реализации современной модели модернизации не получила поддержки. Между тем, «третий и четвертый миры» (бомжей, бездомных, алкоголиков, наркоманов, вынужденных переселенцев, неопознанных вооруженных формирований и криминальных элементов) растет внутри нашего общества буквально как на дрожжах.

В-пятых, изучение социальных движений всегда было приоритетной темой социологии, потому что они – мотор общественных перемен. Наши реформы начинались именно с общественных движений. Изучаются везде, но не у нас! Эта тематика практически исключена из учебных курсов и уже точно из программ съездов социологов России. Что является еще одним подтверждением подчинения социологии политике.

Но за этим стоит и другой, еще более глубокий вопрос: что «человек улицы» для социологии: партнер для содержательного диалога или же сырой материал для имитации контакта науки и жизни? Ведь уже давно доказано социологами, рефлексирующими по поводу не только своей узкой специальности, но и социального «эха» их действий, что структура и содержание восприятия и социальных, и природных явлений различна «сверху» и «снизу». Чем больше «человек улицы» ощущает себя объектом манипуляций в чужой игре, тем выше уровень его недоверия к  социологии.

Поэтому чтобы восстановить свой авторитет в обществе наша социология должна обратить свои взоры на общественные движения и гражданские инициативы, которые сегодня «не видны» только потому, что их нет на экране телевизора, но информацией о них и об их сетях буквально кипит Интернет. Именно эти инициативы являются непосредственными выразителями интересов различных групп общества. Вопросы изучения и понимания процессов «внизу», проблема целей и форм общественного участия – принципиальные для социологии, потому что именно там, в малых ячейках и группах, сосредоточен инновационный потенциал нашего общества. В нынешних условиях модернизация только «сверху», только технологическая без социальной, невозможна.

Наша социология, вместо того, чтобы направлять рынок, и прежде всего медиарынок, всецело подчинилась ему. Опросы общественного мнения практически ничего не дают ни уму ни сердцу рядового человека. Поэтому образ социолога у населения – это «человек, раздающий анкетки», а не мыслитель, не аналитик, не прогнозист. Но и противоположная позиция, согласно которой «сугубо философский дискурс, не требующий эмпирической соотнесенности с «социальными фактами», выдается за теоретическую социологию» (А. Чепуренко), не только ошибочна, но еще более отдаляет социолога от человека и его проблем.

Доверие к социологии нужно восстанавливать. Сегодня  это непростая задача, потому что установка на быстрый успех и столь же быстрое обогащение, отказ от этики напряженного труда, общее понижение культурного и образовательного уровня населения, гигантский флюс сервис-класса в отличие от быстрого развития на Западе слоя людей, занятых информационным трудом, – все это делает задачу возвращения доверия к нашей науке все более сложной.

Наконец, меня беспокоит увеличивающийся разрыв между социологией и исторической наукой. Интересуясь в последнее время мнениями и оценками российских и зарубежных историков о состоянии и перспективах российского общества и государства, я с удивлением обнаружил, что результаты социологических исследований практически не используются в историческом анализе. Я не имею в виду литературу по истории социологии и учебную литературу – там специфические задачи.

Я взял десять книг ведущих российских и зарубежных историков, исследующих динамику новейшей российской истории и ее связь с историей советского периода и более далекой. В книгах А. Ахиезера, Вл. Булдакова, А. Багатурова, В. Кантора, Б. Миронова, Ю. Пивоварова, В. Федотовой, Р. Пайпса и других данные социологических исследований за 20-летний и  более отдаленный период нашей истории практически никак не используются. Ни  свои, ни российские. Затем я взял десять книг  ведущих политологов России и мира В. Иноземцева, А Уткина, И. Берлина, З. Бжезинского, Т. Грэма, М. Хардта  и А. Негри, Л. Шевцовой  и других – там ссылки попадаются, но они  даются в обезличенном виде, например, что ВЦИОМ в таком-то году показал,  что  «такая-то группа населения сказали то-то» и т.д. То есть в сравнении с западной социологией, где, используя термин В. Ядова, каждая «гранд-теория» имеет персональное лицо или школу, у социологов этого (в представлении историков) как бы и нет.

Если отбросить дипломатические реверансы, то получается, что гигантская машина массовых эмпирических исследований только обслуживает потребности политического рынка, государственного или корпоративного. Иначе говоря, социологи  – сами по себе, историки – сами по себе. Тем самым социология рискует оказаться вне круга наук, осмысливающих исторический процесс. Я отнюдь не призываю к смешению всех гуманитарных наук, хотя процесс из взаимопроникновения расширяется на глазах, но отсутствие мостов между социологией и исторической наукой – факт, на мой взгляд, тревожный. Получается что социологи пишут одну российскую историю, а историки – совсем другую.

В заключение отвечу Н. Покровскому: мы просто не поняли друг друга. Я, как и Вы, против изоляционизма, против превращения социологии в свободную игру изощренного ума. Я лишь утверждаю, что настоящее социологическое исследование всегда интересно, увлекательно – не случайно Н. Луман подметил, что «исследование» все более превращается в «расследование», особенно в нашем текучем и мало предсказуемом мире.