Ресурсы формирования инклюзивной среды для студентов с ОВЗ и инвалидностью (на примере города Мурома Владимирской области)

Ресурсы формирования инклюзивной среды для студентов с ОВЗ и инвалидностью (на примере города Мурома Владимирской области)



Ростовская Т.К., Васильева Е.Н., Фомина О.Е.
Ресурсы формирования инклюзивной среды для студентов с ОВЗ и инвалидностью (на примере города Мурома Владимирской области) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2025. № 5. С. 19-29.
ISSN 1026-955X
DOI: 10.20339/AM.05-25.019
EDN: VNHJQG
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82284654

Размещена на сайте: 17.06.25

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Васильева Е.Н., Фомина О.Е. Ресурсы формирования инклюзивной среды для студентов с ОВЗ и инвалидностью (на примере города Мурома Владимирской области) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2025. № 5. С. 19-29.
DOI: 10.20339/AM.05-25.019
EDN: VNHJQG

Аннотация

Современное общество развивается в направлении обеспечения равных прав гражданам государства вне зависимости от особенностей здоровья, материального достатка, места проживания и т.д. В то же время актуальность исследования неравного доступа к ресурсам сохраняется, важно осуществлять мониторинг проблем людей (детей) с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и своевременно их решать. В современной России с 2012 года формируется доступная инклюзивная среда для реализации прав молодежи с ОВЗ и инвалидностью на получение качественного высшего образования. Тем не менее не все проблемы в данной области преодолены. Система высшего образования постоянно совершенствуется под влиянием стратегий государственной политики, но остается вопрос - готово ли общество к инициируемым изменениям? В российской науке много исследований, посвященных анализу готовности преподавателей к инклюзивному образованию, однако работ, исследующих отношение нормотипичных студентов к студентам с ОВЗ и инвалидностью, недостаточно. В статье представлены результаты качественного анализа документов, регулирующих формирование инклюзивной среды в российских вузах, и социологического исследования, проведенного в г. Муроме Владимирской области на базе Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» в 2024 году методом анкетного опроса (выборка квотная, n = 246) и полуструктурированного интервью (выборка целенаправленная, n = 10). Целью исследования было охарактеризовать институциональные, информационные и социальные ресурсы формирования инклюзивной среды в системе высшего образования. Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в исследовании ресурсов развития инклюзивного образовательного пространства вуза (на примере Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»). В результате авторами охарактеризованы и систематизированы ресурсы формирования инклюзивной доступной среды.

Ключевые слова:

инвалиды ограниченные возможности здоровья инклюзия институциональные, информационные и социальные ресурсы высшее образование disabilities limited health capabilities inclusion, institutional and social resources higher education

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: