Системные дихотомии современного этоса науки (к 115-летию Роберта Мертона)

Системные дихотомии современного этоса науки (к 115-летию Роберта Мертона)



Савченко И.А.
Системные дихотомии современного этоса науки (к 115-летию Роберта Мертона) // Социология науки и технологий. 2025. Т. 16. № 1. С. 74-90.
ISSN 2079-0910
DOI: 10.24412/2079-0910-2025-1-74-90
EDN: RQQUZM
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=82389718

Размещена на сайте: 23.06.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://sst.nw.ru/Files/2025/2025_1-5.pdf (дата обращения 23.06.2025)



Ссылка при цитировании:

Савченко И.А. Системные дихотомии современного этоса науки (к 115-летию Роберта Мертона) // Социология науки и технологий. 2025. Т. 16. № 1. С. 74-90.
DOI: 10.24412/2079-0910-2025-1-74-90
EDN: RQQUZM

Аннотация

Статья написана в преддверии 115-й годовщины со дня рождения создателя современной социологии науки — Р.К. Мертона. В семидесятых годах XX в. Мертон сформулировал девять нормативных принципов перманентно-амбивалентного научного этоса, каждая из которых содержит внутреннее противоречие. Спустя почти полвека после публикации эссе Мертона в данной статье предлагается современная интерпретация амбивалентных пар этоса науки. Показано, каким образом ученый выстраивает траекторию своего интеллектуального поиска, разрешая неизбежные противоречивые конфигурации в рамках профессиональной деятельности.   Амбивалентность ученого реализуется на фоне диалектики свободы выбора и свободы действия (О.В. Аксенова). Устанавливается, что у исследователя-обществоведа во многом отсутствует свобода выбора уже потому, что он не волен выбирать исторический период и социальные условия, в которых ему доводится жить и работать. Вместе с тем у него есть свобода действия: в поле заданных дихотомий действия ученого выражают его отношение к науке, этике и современности.  Раскрываются следующие системные антиномии профессиональной деятельности ученого: идентичность — самобытность, солидарность — протест, габитус — рефлексия, прошлое — будущее, жизненный мир — наука, ценность — истина, теория — практика, добродетель — грех, эрудиция и вдохновение. Делается вывод, что амбивалентность — это не вопрос выбора, это имманентная характеристика деятельности «нормального» (по терминологии И.Т. Касавина) ученого. Избегание амбивалентности продуцирует либо морализаторство, либо сциентизм. В заключении делается предположение, что применительно к дихотомной природе научного этоса в будущем могут быть выделены и обоснованы новые амбивалентные пары. В частности, уже сейчас ждет своего обоснования дихотомия миграции и оседлости в деятельности ученого.

Ключевые слова:

профессия ученого амбивалентность универсальность локальность «нормальный» ученый корпоративная ценность областной центр город и село университетский центр миграция и оседлость academic profession ambivalence universality locality "normal" scientist corporate value regional center city and village university center migration and settlement

Рубрики:

Региональная социология
Социология науки



Возможно, вам будут интересны другие публикации: