Между З. Фрейдом и А. Маслоу: барьеры и условия развития социального диалога

Между З. Фрейдом и А. Маслоу: барьеры и условия развития социального диалога



Давыдов А.П.
Между З. Фрейдом и А. Маслоу: барьеры и условия развития социального диалога // Философские науки. 2025. Т. 68. № 3. С. 133-159.
ISSN 0235-1188
DOI: 10.30727/0235-1188-2025-68-3-133-159
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=83231195

Размещена на сайте: 11.12.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/3999/3633 (дата обращения 11.12.2025)



Ссылка при цитировании:

Давыдов А.П. Между З. Фрейдом и А. Маслоу: барьеры и условия развития социального диалога // Философские науки. 2025. Т. 68. № 3. С. 133-159.
DOI: 10.30727/0235-1188-2025-68-3-133-159

Аннотация

В статье исследуется природа социального диалога через призму противоборства двух фундаментальных начал в человеке: архаичных потребностей, блокирующих диалог, и высших ценностей, создающих основу для него. Для анализа этого антагонизма применяется сопоставление двух методологических подходов. С одной стороны, психоанализ З. Фрейда используется для рассмотрения «низших потребностей» (выживания, агрессии, подчинения вождю), формирующих культуру «массового индивида» и блокирующих диалог через архаичные стереотипы, такие как локализм, установка на синкрезис, эсхатологический комплекс, манихейское мышление, мироотречение, сакрализация власти. С другой стороны, гуманистическая психология А. Маслоу служит инструментом для исследования «высших потребностей/ценностей» (сотрудничества, уважения, доверия, самоактуализации), которые являются интеллектуальным фундаментом для подлинного социального диалога. Высшие потребности интерпретируются как основание диалогичности, открытости к Другому (М.М. Бахтин, В.А. Лекторский), формирующее социоиндивидуализм как альтернативу индивидуальному и коллективному эгоизму. Социальный диалог определяется как взаимодействие макросоциальных субъектов (государства, общества, индивида), опирающееся на высшие ценности и выступающее одновременно объектом и субъектом управления. В качестве примеров успешного социального диалога рассмотрен ряд кейсов: медиация при реализации национальных проектов с участием местного населения, концепция «индивидуальных бюджетных назначений» как форма прямого участия граждан в принятии решений государством и волонтерское движение как модель государственно-общественного партнерства, формирующая доверие и совместную ответственность. Эти примеры показывают, каким образом на практике могут быть созданы механизмы, переводящие абстрактные гуманистические идеалы в плоскость реальных управленческих решений. Сделан вывод о том, что социальный диалог, основанный на высших ценностях, выступает не просто как коммуникативный процесс, а как самостоятельная «третья субъектность». Она возникает в пространстве между взаимодействующими сторонами (например, государством и обществом), создает новое общее основание для деятельности, которое не сводится к интересам ни одной из исходных сторон, и становится медиатором, способствующим преодолению социокультурных расколов. Автор утверждает, что целенаправленное развитие таких диалогических практик служит основой для гуманистической эволюции общества, повышения качества управления и формирования подлинного гражданского общества.

Ключевые слова:

социальная философия социоиндивидуализм гуманистическая психология психоанализ высшие потребности низшие потребности медиация третья субъектность гражданское общество социальное доверие социальное развитие унификация дифференциация social philosophy socio-individualism humanistic psychology psychoanalysis higher needs lower needs mediation third subjectivity civil society social trust social development unification differentiation

Рубрики:

Социология управления



Возможно, вам будут интересны другие публикации: