Граффити как элемент городской культуры: региональные и социально-демографические особенности восприятия населением

Граффити как элемент городской культуры: региональные и социально-демографические особенности восприятия населением



Брюно В.В., Глинов Д.Е.
Граффити как элемент городской культуры: региональные и социально-демографические особенности восприятия населением // Теория и практика общественного развития. 2025. № 4 (204). С. 63–75.
ISSN 1815-4964
DOI: 10.24158/tipor.2025.4.6
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80692338

Размещена на сайте: 16.12.25

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://dom-hors.ru/teoria-praktika/2025/4 (дата обращения 16.12.2025)



Ссылка при цитировании:

Брюно В.В., Глинов Д.Е. Граффити как элемент городской культуры: региональные и социально-демографические особенности восприятия населением // Теория и практика общественного развития. 2025. № 4 (204). С. 63–75.
DOI: 10.24158/tipor.2025.4.6

Аннотация

Статья посвящена анализу общественного восприятия граффити и уличного искусства в российских городах. На основе масштабного социологического опроса (16 городов, N=14286) исследуется диапазон установок горожан – от признания художественной ценности до критического отношения и маркировки граффити как вандализма. Показано, что отношение к уличному искусству во многом зависит от культурной политики конкретного города, визуальной насыщенности среды, а также социально-демографических факторов: возраста, пола, уровня материального благополучия. При этом уровень образования, вопреки ожиданиям, не оказывает значимого влияния на восприятие граффити. Высокий уровень поддержки официальных инициатив по заказным граффити свидетельствует о постепенном переходе от стихийности к институциональному признанию уличного искусства. Полученные результаты позволяют уточнить параметры общественного запроса на визуальную среду и могут быть учтены при разработке градостроительной и культурной политики.

Ключевые слова:

граффити уличное искусство вандализм восприятие горожан визуальная среда культурная политика урбанистика graffiti street art vandalism public perception visual environment cultural policy urban studies

Рубрики:

Социология девиантного поведения
Социология пространства и города



Возможно, вам будут интересны другие публикации: