Субъектность муниципальной среды: от баланса интересов к сопряжению логик

Субъектность муниципальной среды: от баланса интересов к сопряжению логик



Демьяненко В.И.
Субъектность муниципальной среды: от баланса интересов к сопряжению логик // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11. № 4. С. 213-227.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-4-1-2

Размещена на сайте: 22.12.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrsociology.ru/journal/annotation/3957/ (дата обращения 22.12.2025)



Ссылка при цитировании:

Демьяненко В.И. Субъектность муниципальной среды: от баланса интересов к сопряжению логик // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11. № 4. С. 213-227.
DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-4-1-2

Аннотация

Актуальность. Эффективное решение социальных проблем на муниципальном уровне все чаще связывается с развитием конструктивного взаимодействия между органами власти, некоммерческим сектором и бизнесом. При этом практика демонстрирует разрыв между наличием формальных институтов партнёрства и их реальной продуктивностью (сотрудничество оказывается хрупким, инициативы теряют устойчивость, а акторы указывают на взаимное непонимание). Это делает необходимым поиск новых аналитических инструментов для понимания факторов, которые определяют конструктивность взаимодействия. Научная проблема. Доминирующие подходы в исследовании муниципальных практик опираются на субъектно‑ориентированные модели, где результат объясняется намерениями, интересами и качеством коммуникаций участников. Однако устойчивый, повторяющийся характер сбоев во взаимодействии, часто происходящих вопреки заявленной доброй волe участников, представляет собой исследовательскую загадку. Возникает вопрос - какие механизмы, помимо декларируемых интересов и качества коммуникации, определяют итоговый результат совместной деятельности (ее продуктивность или стагнацию). Методы. Работа выполнена в логике качественной методологии с использованием индуктивного дизайнa. Эмпирическую базу составили 25 полуструктурированных интервью с представителями администраций, НКО, социально ориентированного бизнеса и ресурсных структур в шести муниципалитетах четырёх субъектов Российской Федерации. Выборка расширялась по принципу теоретического насыщения. Анализ проводился с использованием многоступенчатого кодирования и сопоставления нарративов для реконструкции глубинных механизмов взаимодействия. Научные результаты. Исследование выявило наличие устойчивых «логик взаимодействия» (внешних систем правил и смыслов, которым акторы вынуждены прагматически следовать). Операционализация логик проведена через три аналитических измерения: основной код, ключевая «валюта» и оперативные практики. Реконструирована карта шести ключевых логик: административная, гражданская, экономическая, политическая, профессиональная и медийная. Показано, что конструктивность взаимодействия обеспечивается механизмом «сопряжения» (созданием интерфейсов, одновременно «читабельных» для разных логик). Выявлены два способа сопряжения – ситуативное «ручное» и более устойчивое «унифицированное». Реконструирована динамика развития среды от отсутствия сопряжений к накоплению интерфейсов, что ведет к росту разнообразия и возникновению эмерджентного свойства – субъектности среды. Выводы. Разработана операциональная модель, в которой конструктивность муниципального пространства определяется не балансом интересов субъектов, а качеством и плотностью сопряжений между логиками взаимодействия. Развитие среды носит морфогенетический характер (напряжение между логиками стимулирует поиск новых интерфейсов, а их кристаллизация меняет состояние среды). Субъектность среды предстает как эмерджентный результат накопления сопряжений «снизу», а не как проектируемый «сверху». Модель уточняет перспективу институциональных логик, смещая фокус с конкуренции на принудительное сопряжение.

 

Ключевые слова:

логики взаимодействия сопряжение субъектность среды совместная деятельность муниципальное пространство муниципальное управление среда развития разнообразие унификация institutional logics coupling mechanisms emergent agency of the environment collaborative activity municipal context municipal governance developmental environment diversity unification

Оглавление

Рубрики:

Социология управления



Возможно, вам будут интересны другие публикации: