Российский кинематограф: пределы роста и направления развития

Российский кинематограф: пределы роста и направления развития



Дождиков А.В.
Российский кинематограф: пределы роста и направления развития // Наука телевидения. 2025. Т. 21. № 3. С. 197-247.
ISSN 1994-9529
DOI: 10.30628/1994-9529-2025-21.3-197-247
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=86976991

Размещена на сайте: 23.12.25

Текст статьи на сайте журнала URL: https://tv-science.online/journals/21-3-rossijskij-kinematograf-predely-rosta-i-napravleniya-razvitiya/ (дата обращения 23.12.2025)



Ссылка при цитировании:

Дождиков А.В. Российский кинематограф: пределы роста и направления развития // Наука телевидения. 2025. Т. 21. № 3. С. 197-247.
DOI: 10.30628/1994-9529-2025-21.3-197-247

Аннотация

Настоящее исследование посвящено системному анализу ограничений развития российского кинематографа как самостоятельной экономической отрасли. Эмпирический анализ данных за 2004–2024 годы выявляет проблему: локальный кинорынок не способен обеспечить полную самоокупаемость индустрии при сохранении текущих параметров и существующих моделей финансирования и монетизации. Для устойчивого функционирования индустрии на текущих принципах необходима зрительская аудитория в 500 млн человек и 35–40 тыс. экранов проката, тогда как в 2024 году эти показатели в России составили не более 125 млн человек и 6 тыс. экранов. Такой дисбаланс создает условия для «каннибализации» аудитории, когда увеличение количества национальных картин (до 300 и более) при сохранении ограниченной емкости рынка приводит к избыточной конкуренции проектов, снижая средние показатели посещаемости и кассовых сборов.В статье предлагаются средства преодоления ограничений: создание инвестиционных портфелей для диверсификации рисков государства и инвесторов, внедрение систем искусственного интеллекта для прогнозирования проката, программ оптимизации графиков выхода и представленности в кинотеатральной сети, развитие кроссплатформенных франшиз в креативных отраслях для многократной монетизации. Результаты моделирования показывают, что при точности прогнозирования проектов на уровне 90–95 % можно обеспечить стабильную окупаемость отрасли. Исследование закрывает методологический пробел в экономике кино, связанный с отсутствием системного подхода к управлению портфелем кинопроектов в условиях локального рынка.

Ключевые слова:

российский кинематограф пределы роста емкость кинорынка каннибализация аудитории искусственный интеллект в кино портфельное инвестирование кроссплатформенные франшизы прогнозирование кассовых сборов государственная поддержка кино экономика кинематографа Russian cinema growth constraints film market capacity audience cannibalization artificial intelligence in film production portfolio investment cross-platform franchises box office forecasting government film support cinema economics

Рубрики:

Экономическая социология
Политические технологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: