Журнал: Полис. Политические исследованияСтепанянц М. Т.Поиск национальной модели развития: обращение к архаике

Журнал: Полис. Политические исследования

Степанянц М. Т.

Поиск национальной модели развития: обращение к архаике

Степанянц Мариэтта Тиграновна ,
marietta@iph.ras.ru


ID статьи на сайте журнала: 5196


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Степанянц М. Т. Поиск национальной модели развития: обращение к архаике . – Полис. Политические исследования. 2016. Том 25. № 6. С. 37-51.
DOI:

Рубрика:

Тема номера: архаизация и инновации в международных отношениях

Аннотация

Архаизация в идеологии и политике оценивается неоднозначно. Доказательством тому служит пример Индии, известной светским характером своего политического курса. Политика премьер-министра Нарендры Моди отчетливо архаична, что проявляется в его риторике и используемых методах, приводящих к межрелигиозной и межкастовой напряженности. С другой стороны, взятый Моди курс на “развитие” ценой отказа от курса на “равенство”, проводимого ранее правящей партией, демонстрирует впечатляющие успехи. Архаика выступает не как самоцель, а как мобилизационная сила в проведении модернизации без утраты национальной идентичности. Возможные результаты могут быть как положительными (ускорение экономического роста и выход в авангард экономически мощных мировых держав), так и отрицательными (утверждение диктаторского режима, опирающегося на индусский национализм). Архаизация современного социально-политического пространства вызывается одновременно внутриполитическими причинами и кризисом глобалистской модели модернизации. Поиск национальных моделей модернизации обуславливает обращение к архаике. Идеологический архаизм, выполняющий мобилизационную роль (как это наблюдалось в гандизме), далеко не всегда позитивен. Часто встречается противоположный эффект – разогрев националистических страстей до шовинизма (нацизм, террористический исламизм). Политический архаизм несет в себе риски утверждения диктаторских режимов, экономический может стать препятствием на пути внедрения новых технологий и способов производства. Объединение усилий наций, формирующих мировое сообщество посредством межкультурного взаимодействия, способствует становлению философии, дающей глобальный взгляд на прошлое, настоящее и будущее планеты.

Ключевые слова

модернизация; традиционализм; возрожденчество; фундаментализм; архаизация; реформаторство; традиционализм; глобализация; суверенитет; национализм; шовинизм; развитие; равенство; Индия

Литература

Брагина Е.А. 2014. Индия: итоги выборов и новая расстановка политических сил. – Международная жизнь. № 2. С. 132‑142.

Ганди М.К. 1969. Альтернатива индустриализации. – Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука. 613 с.

Ганди М.К. 1969. “Хинд сварадж”, или индийское самоуправление”. – Ганди М.К. Моя жизнь. М.: Наука. 613 с.

Ту Веймин. 2002. Множественность модернизаций и последствия этого явления для Восточной Азии. – Культура имеет значение. Каким образом ценности способ­ствуют общественному прогрессу. Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. M.: Московская школа политических исследований. C. 237‑251.

Федотова В.Г. 2013. Кризис модернизации и архаизация общества. – Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 309‑313.

Сhatterjeе M. 1983. Gandhi’s Religious Thought. Notre Dame. Indiana: University of Notre Dame Press. 194 p.

Dоke J.J. 1967. M.K. Gandhi – an Indian Patriot in South-Africa. Delhi. 116 p.

Gandhi M.K. 1952. Rebuilding Our Villages. Ahmedabad: Navajivan Publishing House. 125 p.

Marino A. 2014. Narendra Modi. A Political Biography. Noida: HapperCollins Publishers India. 332 p.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 6, 2016
>> Архив журнала