Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Парадокс самоотрицающего разума: Достоевский и Паскаль



Фарафонова Д.С.
Парадокс самоотрицающего разума: Достоевский и Паскаль // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 35-47.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
DOI 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.3
ISBN 978-5-89697-381-2

Размещена на сайте: 08.02.22

Текст статьи.


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Фарафонова Д.С. Парадокс самоотрицающего разума: Достоевский и Паскаль // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 35-47.
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.3

Аннотация

На протяжении всего своего творческого пути Федор Достоевский непрерывно обращается к мысли Блеза Паскаля, о чем свидетельствуют письма, записи и многочисленные реминисценции, наводняющие тексты его произведений. На факт «духовного родства», связывающего двух великих писателей, указывали Шестов, Бердяев, Розанов; исследованию этой преемственности посвящено несколько работ (Стрельцова, Тарасов, Баршт). В тени до сих пор оставался важный ее аспект, определяющий природу интереса Достоевского к творчеству Паскаля как мастера парадокса, «не утверждающего истины без того, чтобы тут же утвердить истину иную, противоположную». Достоевского привлекала структура парадоксального мышления Паскаля, который в своих «Мыслях» через саму форму аргументирования показывает бессилие разума перед противоречивостью сущего, вместе с тем утверждая его потенциал в этом désaveu de la raison (фигура, глубоко созвучная сути творческих поисков Достоевского). Паскалевская «башня», к построению которой устремлено человеческое сознание, соответствует «хрустальному зданию», в образе которого Достоевский выразил потуги разума свести многоликость бытия к универсальной формуле. Статья посвящена некоторым из ключевых моментов становления этой линии мысли, монологическому рационализму противопоставляющей диалогизм сострадания, негибкой логике разума — «мысль сердца». На протяжении всего своего творческого пути Федор Достоевский непрерывно обращается к мысли Блеза Паскаля, о чем свидетельствуют письма, записи и многочисленные реминисценции, наводняющие тексты его произведений. На факт «духовного родства», связывающего двух великих писателей, указывали Шестов, Бердяев, Розанов; исследованию этой преемственности посвящено несколько работ (Стрельцова, Тарасов, Баршт). В тени до сих пор оставался важный ее аспект, определяющий природу интереса Достоевского к творчеству Паскаля как мастера парадокса, «неутверждающего истины без того, чтобы тут же утвердить истину иную, противоположную». Достоевского привлекала структура парадоксального мышления Паскаля, который в своих «Мыслях» через саму форму аргументирования показывает бессилие разума перед противоречивостью сущего, вместе с тем утверждая его потенциал в этом désaveu de la raison (фигура, глубоко созвучная сути творческих поисков Достоевского). Паскалевская «башня»,к построению которой устремлено человеческое сознание, соответствует «хрустальному зданию», в образе которого Достоевский выразил потуги разума свести многоликость бытия к универсальной формуле. Статья посвящена некоторым из ключевых моментов становления этой линии мысли, монологическому рационализму противопоставляющей диалогизм сострадания, негибкой логике разума — «мысль сердца».

Ключевые слова:

достоевский паскаль разум сердце парадокс противоречие dostoevsky pascal contradiction heart reason paradox

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: