Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска



Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А.
Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска // Мир России. 2022. Т. 31. № 2. С. 26–50.
DOI 10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50
ISSN 1811-038X
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48442883

Размещена на сайте: 04.05.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/article/view/14277/13617 (дата обращения 04.05.2022)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска // Мир России. 2022. Т. 31. № 2. С. 26–50.
DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50
Popov D.S., Strelnikova A.V., Grigoreva E.A. (2022) Technology Use in Russian High Schools: The Returns and the Risk. Mir Rossii, vol. 31, no 2, pp. 26–50 (in Russian). DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50

Аннотация

Цифровизация школ в восприятии людей зачастую связана лишь с техническим переоборудованием: с приобретением новых компьютерных средств или разработкой общешкольных онлайн-программных продуктов («порталов»). Однако техническая трансформация школы последних десятилетий предполагает весьма глубокие и серьезные изменения для профессии учителя и социальных отношений в школе. В статье на основе международных сравнительные данных программы PISA показано, что существующие цифровые школьные практики в европейских странах и в России не приводят к повышению измеренных компетенций учащихся в разных предметных областях. В литературе высказывается гипотеза, что расширенный доступ к цифровым устройствам (включая ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны и т. д.) сам по себе не ведет к развитию и совершенствованию образовательной практики. В статье предложены результаты исследования российских учителей, направленного на изучение качественных характеристик цифровых изменений в школах. В исследовании выявляется отношение учителей к процессу цифровизации, оцениваются их существующие профессиональные практики, показаны опасения и ожидания от возможной институциональной трансформации и трансформации профессии учителя. Обнаружено, что цифровизация в российской школе направлена на поддержание и воспроизводство прежних доцифровых практик, а не на развитие новых.

Ключевые слова:

цифровизация цифровая трансформация школы средняя школа профессия учителя pisa школьное образование измерение компетенций russian high school school digital transformation digitalization in education teaching profession competency measurement

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: