Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи

Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи



Константиновский Д.Л., Попова Е.С.
Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – С. 379-399.

Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – 552 с.
ISBN 978-5-94881-536-7
DOI 10.19181/ezheg.2022.14
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49550915

Размещена на сайте: 31.10.22

Текст статьи.



Ссылка при цитировании:

Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – С. 379-399.
DOI: 10.19181/ezheg.2022.14

Аннотация

В статье на материалах государственной статистики с привлечением результатов собственных социологических исследований рассмотрены произошедшие в последнее время значительные перемены в социальном поведении молодёжи в сфере образования и на рынке труда. Статья является продолжением публикаций по проекту, направленному на исследование нового характера образовательных и профессиональных траекторий молодёжи. На развёрнутых динамических рядах подтверждены ранее полученные результаты и расширены границы интерпретации происходящих перемен. Продолжен анализ выбора среднего профессионального и высшего образования. Увеличение временного диапазона анализа позволило установить периодизацию охвата молодёжи высшим и средним профессиональным образованием и выявить границы двадцатилетия (1995– 2015 гг.), когда высшее образование преобладало. Продемонстрирован рост в СПО подготовки специалистов среднего звена при практически зеркальном падении охвата программами подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Показано, что выбор того или иного уровня образования связан — через выбор будущей специальности и, соответственно, направления подготовки — с возможностями и ограничениями доступного набора вариантов будущей профессиональной траектории. Рассмотрение состава обучающихся позволило выявить, что традиционные траектории в значительной степени дополняются более сложными, включающими в себя разные уровни образования и пребывание на рынке труда как важный этап биографии индивида. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий предоставляет молодым людям больше возможностей в меняющихся социально- экономических условиях; вместе с тем выбор среднего профессионального образования — зачастую вынужденный, а выпускники вузов и СПО оказываются на рынке труда в разном положении. Анализ статистических данных в динамике лет показал как общее с глобальными тенденциями, так и специфические черты социального поведения российской молодёжи. Приводимые динамические ряды позволяют выявлять истоки наблюдаемого в настоящее время и предпринимать попытки прогнозирования новых черт процесса воспроизводства и накопления человеческого капитала.

Ключевые слова:

образование образовательные траектории профессиональные траектории среднее профессиональное образование высшее образование рынок труда education educational trajectories professional trajectories vocational education higher education labor market

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: