Соседскость городских сервисов как измерение пространственной сегрегации

Соседскость городских сервисов как измерение пространственной сегрегации



Ненько А.Е., Недосека Е.В., Курилова М.С.
Соседскость городских сервисов как измерение пространственной сегрегации // Laboratorium: Журнал Социальных Исследований. 2022. Т. 14. № 3. С. 34–58.
ISSN 2076-8214
DOI: 10.25285/2078-1938-2022-14-3-34-58

Размещена на сайте: 31.01.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.soclabo.org/index.php/laboratorium/article/view/1235/2551 (дата ообращения 31.01.2023)



Ссылка при цитировании:

Ненько А.Е., Недосека Е.В., Курилова М.С. Соседскость городских сервисов как измерение пространственной сегрегации // Laboratorium: Журнал Социальных Исследований. 2022. Т. 14. № 3. С. 34–58.
DOI: 10.25285/2078-1938-2022-14-3-34-58

Аннотация

В статье представлен анализ качества “соседскости” сервисов, доступных жителям в пешеходной близости от дома, и предложено прочтение данного фактора как источника воспринимаемой пространственной сегрегации. Под “соседскостью” сервисов здесь понимается востребованность городских заведений и мест среди соседей и их положительная оценка как удовлетворяющих повседневные потребности жителей. Статья адресована лакуне в современных исследованиях городских сервисов, которые уделяют внимание анализу пространственной доступности и разнообразию сервисов, однако мало фокусируются на субъективно-объективном качестве соседств с точки зрения сервисов. Мы постулируем, что в соседствах можно выделить два типа сервисов с точки зрения “соседскости”: а) сервисы, ориентированные на жителей и б) сервисы, физически локализованные в соседстве, однако ориентированные на внешние группы пользователей. Для комплексного анализа качества соседств с точки зрения качества сервисов в данной статье предложена методология сопоставления картографических данных из открытых источников, отражающих объективную сервисную наполненность территории соседства, и субъективных данных о восприятии имеющихся сервисов соседями, которое отражено в обсуждениях в соседских онлайн группах. В качестве кейсов исследования рассмотрены два онлайн сообщества в исторической и новой застройке Санкт-Петербурга, каждое из которых включает более 9 тысяч участников. Анализ объективной обеспеченности сервисами основан на анализе функциональных типов и пользовательских характеристик сервисов в выбранных границах пешеходной доступности, представленных в данных картографических пользовательских платформ Open Street Map и Google Maps. Анализ восприятия соседскости сервисов в дискурсе соседей основан на полуавтоматизированном анализе семантического поля “сервисных” концептов (“ресторан”, “кафе”, “магазин”), выделенных экспертным путем как обсуждаемые в рассматриваемых группах. Результаты сравнительного анализа семантических полей обсуждаемых сервисов и картирования сервисов в двух контекстах позволил выделить характерные паттерны воспринимаемой сегрегации, основанной на доступности сервисной инфраструктуры в соседстве.

Ключевые слова:

пространственная сегрегация соседство городские сервисы соседское онлайн сообщество качество городской среды Spatial segregation Neighborhood Urban services Neighboring online community Quality of urban environment

Рубрики:

Социология пространства и города



Возможно, вам будут интересны другие публикации: