Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа

Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа



Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г.
Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 2. С. 210-219.
ISSN 2412-6519
DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-210-219
EDN: EYNJUY
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=53978228

Размещена на сайте: 11.08.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://j.uniyar.ac.ru/index.php/dnk/article/view/1395 (дата обращения 11.08.2023)



Ссылка при цитировании:

Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г. Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 2. С. 210-219.
DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-210-219
EDN: EYNJUY

Аннотация

Статья посвящена исследованию учебной мотивации студентов современных российских вузов. Во введении раскрываются теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации, показывается исследовательская практика анализа данного феномена. В основной части статьи представлены результаты социологического исследования, проведённого авторами с целью типологизации современных студентов в зависимости от преобладающей направленности учебной мотивации. Эмпирической базой исследования выступил анкетный опрос, осуществленный в 2022 году в нескольких московских вузах. Основываясь на положениях теории самодетерминации, авторы исследуют структуру учебной мотивации опрошенных студентов и демонстрируют преобладающие мотивы посещения вуза. С опорой на результаты кластерного анализа выделяются три группы студентов в зависимости от выраженности внутренней или внешней мотивации, и анализируется кластерный профиль выделенных групп. С применением критериев непараметрической статистики демонстрируются отличия трёх кластерных групп, дифференцированных по полу и курсу обучения. В разрезе кластерной принадлежности показывается оценка профессионального выбора и выявляется готовность опрошенных студентов сменить специальность в будущем. Делается вывод о том, что негативное отношение к профессиональному выбору и готовность к переквалификации больше всего характерна для студентов, которые демонстрируют внешнюю мотивацию интроецированного и экстернального типов. В заключении отмечается прикладной аспект эмпирического анализа учебной мотивации и подчёр- киваются перспективы развития данной темы. 

Ключевые слова:

учебная мотивация теория самодетерминации внутренняя учебная мотивация внешняя учебная мотивация амотивация профессиональный выбор кластерный анализ academic motivation self-determination theory intrinsic academic motivation extrinsic academic motivation amotivation professional choice cluster analysis

Рубрики:

Социология образования
Методы сбора и анализа социологических данных



Возможно, вам будут интересны другие публикации: