Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы

Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы



Позднякова М.Е., Брюно В.В.
Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 21 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – С. 407-447.

Глава из книги: Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 21 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 448 с.
ISBN 978-5-89697-419-2
DOI: 10.19181/ezheg.2023.16

Размещена на сайте: 12.10.23

Текст статьи.



Ссылка при цитировании:

Позднякова М.Е., Брюно В.В. Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 21 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – С. 407-447.
DOI: 10.19181/ezheg.2023.16

Аннотация

В работе рассматривается проблема детско-подростковой агрессии как формы девиантного поведения в современном российском обществе. На материалах количественных и качественных исследований, проведённых сектором социологии девиантного поведения ИС ФНИСЦ РАН, проанализированы такие формы агрессивного и деструктивного поведения, как драки, буллинг, враждебность к окружающим, их распространённость в детско-подростковой среде. Сравнение результатов исследований за разные годы свидетельствует о том, что, несмотря на определённые позитивные тенденции прошедшего десятилетия – сокращение преступности несовершеннолетних, в том числе насильственной, снижение агрессивных установок у подростков – распространённость агрессивных форм поведения, включая драки и школьную травлю, – враждебность к окружающим сохраняется на достаточно высоком уровне. Тревожной выявленной тенденцией является широкое использование подростками возможностей интернета и социальных сетей для реализации своих агрессивных действий, начиная от травли в сети, заканчивая обнародованием видео с жестокими сценами. Особе внимание уделено изучению агрессивного поведения у младших школьников 7–10 лет. Показано, что устойчивые агрессивные формы поведения младшеклассников связаны с неблагоприятным микросоциальным окружением (асоциальные семьи, алкоголизм родителей, конфликтность, аморальное поведение, судимость родителей и др.), низкой воспитательно-педагогической культурой родителей, нарушениями воспитательного процесса, жестоким обращением с ребёнком. В исследованиях была выявлена связь между вовлеченностью в различные формы девиантной активности и склонностью к агрессии. Показано, что степень одобрения враждебности и насилия повышается по мере приобретения девиантного опыта. Полученные результаты свидетельствуют: склонность к различным проявлениям девиации, включая агрессивные, у «трудных» подростков, которые в конечном итоге вступают на путь криминализации, проявляется в достаточно раннем возрасте. В связи с этим профилактические программы должны быть нацелены не только на подростков среднего школьного возраста, но и на младших учащихся.

Ключевые слова:

агрессия немотивированная агрессия враждебность дети подростки девиантное поведение драки буллинг aggression unmotivated aggression hostility children teenagers deviant behavior fights bullying

Рубрики:

Социология девиантного поведения



Возможно, вам будут интересны другие публикации: