»нститут социологии
–оссийской академии наук

јфины versus »ерусалим? ќтношение к научному знанию в ¬изантии



—енина “.ј.
јфины versus »ерусалим? ќтношение к научному знанию в ¬изантии // ¬естник ¬олгоградского государственного университета. —ери€ 4, »стори€. –егионоведение. ћеждународные отношени€. Ц 2017. Ц “. 22, є 5. Ц —. 192Ц204. Ц DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.18
ISSN 1998-9938; eISSN 2312-8704
DOI 10.15688/jvolsu4.2017.5.18
–»Ќ÷: https://elibrary.ru/item.asp?id=30681628

–азмещена на сайте: 12.02.18

ѕоискать полный текст на Google Academia

ћо€ книжна€ полка

—сылка при цитировании:

—енина “.ј. јфины versus »ерусалим? ќтношение к научному знанию в ¬изантии // ¬естник ¬олгоградского государственного университета. —ери€ 4, »стори€. –егионоведение. ћеждународные отношени€. Ц 2017. Ц “. 22, є 5. Ц —. 192Ц204. Ц DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.18

јннотаци€

ќтношение к светской, Ђэллинскойї учености в ¬изантии мен€лось со временем. ¬изантийцы отказались от непри€ти€ первыми христианами любой Ђ€зыческойї мудрости, допустив ее изучение дл€ общего образовани€, а также в качестве инструмента в спорах с еретиками.   IX в. христиане перестали опасатьс€ конкуренции с религией €зычников, и интерес к эллинской культуре стал быстро повышатьс€. ¬ XI в. интеллектуалы не только изучали античных авторов, но порой пытались с опорой на их взгл€ды дать окружающей действительности объ€снени€, альтернативные православным.   XIV в. византийские ученые продвинулись по этому пути еще дальше, вместо мистического созерцани€ Ѕога прославл€€ Ђсозерцание сущихї, научно-теоретическое познание действительности как жизненный идеал образованного человека Ц установка, плодотворна€ дл€ дальнейшего развити€ наук. ћировоззрение византийских гуманистов основывалось не только на любви к античной культуре,†но противосто€ло церковному истеблишменту, выход€ из жестких рамок православи€ на поле экспериментов с €зыческой философией, к философскому, а в перспективе и к научному поиску. Ќо вскоре в ¬изантии возник спор об исихазме, и победа паламитов вызвала рост иных настроений: √ригорий ѕалама в пылу полемики утверждал, что светские науки не нужны и даже вредны дл€ благочести€. ќтвет на такой консерватизм дал в XV в. последний философ ¬изантии Ц √еоргий √емист ѕлифон, чьи взгл€ды, несмотр€ на радикальность, философски были развитием предыдущих тенденций византийской мысли. ¬ысша€ добродетель дл€ ѕлифона состо€ла не в отречении от всего вещественного ради созерцани€ Ѕога, а в научном и философском осмыслении действительности: человек это Ђзритель на праздникеї жизни, призванный наблюдать за сущими и исследовать их. ¬ целом жизненна€ философи€ ѕлифона, свободна€ от рамок христианской парадигмы, €вл€етс€ насто€щим гимном разуму и науке.

 лючевые слова:

истори€ византии истори€ наук христианство секул€ризм гуманизм byzantine history history of science christianity secularism humanism

–убрики:

—межные дисциплины



¬озможно, вам будут интересны другие публикации:



 ќћћ≈Ќ“ј–»»   Ё“ќ… —“–јЌ»÷≈



rss подписатьс€ на RSS ленту комментариев к этой странице
ќ—“ј¬»“№  ќћћ≈Ќ“ј–»…
 омментарии. ¬сего [0]: