Социологический журнал 2-2011

Социологический журнал 2-2011

по-русски    in english    

 

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социологический журнал. 2011. №2.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Г.Б. Юдин Объективация и объективность в эпистемологии П. Бурдье [Вводная статья к переводу] с. 5

В данной статье рассматриваются основные элементы эпистемологического проекта П. Бурдье; особое внимание уделяется идее объективации. Вслед за обзором ключевых отличительных особенностей рефлексивной социологии Бурдье рассматриваются выдвинутые против нее важные критические замечания. Мы утверждаем, что критики Бурдье неверно оценивают потенциал его эпистемологии, поскольку исходят из того, что процедура рефлексивной объективации должна создать объективность особого рода, которую мы будем называть «паноптической объективностью». Проследив корни эпистемологических воззрений Бурдье в ранних работах его учителя Гастона Башляра, мы показываем, что основная задача рефлексивной социологии состоит в том, чтобы создать инструменты для осуществления разрыва с доксой и производства субъекта. Именно в контексте такой эпистемологии следует рассматривать предложенную Бурдье методологию «включенной объективации».

Ключевые слова: Бурдье, эпистемология, рефлексивная социология, объективация, докса, Башляр.

П. Бурдье Включённая объективация / Пер. с фр. Г.Б. Юдина с. 21

Научная рефлексивность противостоит как нарциссической рефлексивности постмодернистской антропологии, так и эгологической рефлексивности феноменологии, поскольку направлена на то, чтобы усилить научность, обратив самые объективистские инструменты социальной науки не только на личность исследователя, но и, что более существенно, на само антропологическое поле, на схоластические диспозиции и ошибки, к которым оно располагает и поощряет своих участников. «Включенная объективация» как объективация субъекта объективации и процедур объективации, а также самих условий возможности объективации создает реальные познавательные последствия, поскольку позволяет социальному аналитику схватить и подчинить себе дорефлексивный социальный и академический опыт, который он склонен бессознательно переносить на обычных социальных агентов. Это не означает, что антропологу следует исключать из своей работы все, что относится к нему самому. Напротив, примеры, взятые из собственных исследований автора (с особым акцентом на полевых исследованиях, которые проводились одновременно в Кабилии, отдаленной колонии, и в Беарне, его родной деревне), показывают, что специфический личный опыт, методически подвергнутый социологическому контролю, представляет собой незаменимый аналитический ресурс, и мобилизация собственного прошлого посредством самосоциоанализа может принести пользу как в познавательном, так и в экзистенциальном отношении.

Ключевые слова: рефлексивность, субъект, объективация, антропология, академическое поле, схоластическая ошибка.

 МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Я.И. Гилинский Самоубийство как социальный феномен с. 39

В статье предпринят социологический анализ самоубийства как сложного социального явления. Представлена динамика самоубийств в СССР, РСФСР и России в сравнении с некоторыми другими государствами. На основе теоретических посылок и результатов эмпирических исследований показано суицидогенное значение таких факторов, как социальный и образовательный статусы, а также рассогласование статусов.

Ключевые слова: самоубийство, социальный феномен, динамика самоубийств в России, суицидогенные факторы.

Г.А. Чередниченко Молодежь после получения среднего образования: накопление образовательных ресурсов и профессиональные траектории с. 49

На материалах лонгитюдного социологического исследования (1998–2008 гг.) жизненных путей выпускников средних школ, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ Новосибирской области анализируются процессы формирования образовательных и профессиональных траекторий молодежи, накопления в течение десяти лет самостоятельной жизни образовательных ресурсов, их воздействие на объективное положение и субъективные самооценки молодежи.

Ключевые слова: образовательные и профессиональные траектории, накопление образовательных ресурсов, человеческий капитал, формальное и дополнительное образование, социально-профессиональный статус.

К 70-ЛЕТИЮ Б.З. ДОКТОРОВА

Б.З. Докторов Шесть тысяч дней другой жизни с. 76

Л.А. Козлова Возвращение к себе и расширение горизонтов: комментарий к «другой жизни» Бориса Докторова с. 95

ПАМЯТИ ИГОРЯ СЕМЕНОВИЧА КОНА

И.С. Кон: «...Попытки изменить эту систему я предпринимал не раз» / Интервью подготовил Д.Н. Шалин с. 100

И.Н. Тартаковская Игорь Семенович Кон и российские гендерные исследования: «В этом вопросе, как и в других, я занимаюсь наведением мостов между берегами» с. 138

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Некоторые итоги пятого Методологического семинара памяти Г.С. Батыгина «Настоящее и будущее социологического знания» с. 144

И.А. Григорьева 5-е чтения памяти В.Б. Голофаста с. 151

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ

Р.А. Садыков Другие врачи: пути профессионализации представителей альтернативной медицины. [Рец. на книгу: Традиционная медицина: политика и практика профессионализации / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: Вариант; ЦСПГИ, 2011.] с. 161

И.В. Троцук Социологический анализ сельской повседневности: проблемы методические, гуманистические и поэтические. [Рец. на книгу: Виноградский В.Г. «Орудия слабых»: технология и социальная логика повседневного крестьянского существования. Саратов: Изд-во Саратовского института РГТЭУ, 2009.] с. 168

НОВЫЕ КНИГИ с. 181

АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с.186

СОДЕРЖАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с.188