Бывшие подразделения

Бывшие подразделения

Группа анализа социальных систем

Основные исследовательские направления работы Группы:

  • Разработка методологических основ системной социологии ( д. соц. н. А.А. Давыдов);
  • Разработка общей и частных теорий в рамках системной социологии( д. соц. н.А.А. Давыдов);
  • Разработка методов анализа, моделирования и прогнозирования социальных систем( д. соц. н. А.А. Давыдов);
  • Выявление принципов и законов функционирования социальных систем ( д. соц. н. А.А. Давыдов);
  • Выявление и анализ типичных проблем обществ транзитивного типа (д. педагог. н. М.Р. Деметрадзе)

В 2008 г. осуществляются следующие проекты:

  1. "Социальные теории на рубеже XXI века: парадигмы, тенденции, перспективы" ( д. соц. н. А.А. Давыдов);
  2. "Социокультурные аспекты модернизации обществ переходного типа (постсоветское пространство) (д. педагог. н. М.Р. Деметрадзе)

Сектор структурно-генетического анализа

Основная задача сектора - разработка нового для отечественной социологии направления - генетического структурализма.

Основные направления деятельности:

  • Исследование взаимодействия смысловых и социальных структур в социологическом производстве;
  • Изучение трансформации дискурса социальных наук под воздействием революционных изменений, произошедших за последние 20 лет в поле социальных наук.

В 2008 году осуществляется исследовательский проект "Трансформация структуры социологического дискурса в современной России"

Методология исследований

Проекты, выполняемые сектором в русле структурно-генетического анализа, состоят, как минимум, из двух частей. На первом этапе определяется, какие социальные структуры обусловливают обследуемую совокупность явлений. Как правило, эти динамические структуры обладают одним кардинальным свойством: они выступают механизмами, порождающими предмет исследования, и способны подавлять или стимулировать практики и представления агентов. На втором этапе исследуется социальный генезис выделенных структур, т. е. мы рассматриваем все то, чему они обязаны своим существованием. Социальные структуры, лежащие в основании практик и представлений, содержат определенные принуждения, влияющие на непосредственные взаимодействия агентов. Однако для того, чтобы эти обусловленности имели силу, структуры должны быть интериоризованы агентами.

Socio-logos

С 1996 г. сектор издает альманах "Socio-logos", популяризирующий в России концептуальные подходы структурно-генетического социоанализа. Сотрудники сектора ведут активную переводческую деятельность. Переводы сектора (П. Бурдье, Ж.-Ф. Лиотар, М. Хальбвакс, Ф. Коркюф и др.) публикуются в серии "Gallicinium" издательства "Алетейя".

Контактная информация:

Официальный сайт сектора http://sages.isras.ru . Большинство переводов сотрудников сектора можно найти на сайте "Социологическое пространство Пьера Бурдьё" по адресу http://bourdieu.name

Группа изучения социально-профессиональных ориентаций молодежи

В условиях общественной трансформации значительно изменяется и усложняется процесс социализации молодежи, ее вхождения в общественные структуры, прежде всего в профессиональную среду, и адаптации в них, что происходит на фоне принципиальных изменений на рынке труда.

Основные направления исследований

В процессе изучения профессиональных ориентаций молодежи особое внимание уделятся системе начального профессионального образования (НПО), поскольку рынок труда сегодня испытывает потребность прежде всего в рабочих профессиях при избытке предложения лиц с высшим образованием

В связи с этим ставятся задачи:

  • Проанализировать социальные ориентиры и мотиваторы профессионального выбора учащихся профессиональных училищ ( "поле" в Туле и области), рассмотрев при этом систему "ограничителей" выбора профессиональной ориентации (демографических, имущественных, социокультурных, функциональных и др.),
  • На основе изучения каналов, форм и мест трудоустройства выпускников ПТУ построить модель перехода от начального профессионального образования к труду.Это направление работы представляется актуальным и в практическом плане, во-первых, потому, что в последние годы прервана связь между системой начальной профессиональной подготовки рабочих и промышленными предприятиями, во-вторых, возрождающаяся промышленность (в частности, предприятия оборонно-промышленного комплекса в Туле в том числе) испытывают нехватку рабочих кадров невысокой квалификации, в том числе выпускников ПТУ, которые после окончания училищ , получив рабочую профессию, не идут работать на промышленные предприятия. Наша задача - проследить пути их трудоустройства и факторы, эти пути определяющие.
  • Исследования, в том числе наши, показывают, что рынок образовательных услуг в России плохо коррелирует с реальным сектором экономики. В этой связи работа по координации системы "образование - рынок труда" с привлечением работодателей, социально ответственного бизнеса представляется особенно актуальной, так как они должны влиять на формирование портфеля профессий. Однако это не означает, что нужно полностью отдать образование на откуп бизнесу. Его потребности конъюнктурны, базируются на рыночных механизмах спроса-предложения, тогда как формирование человеческого капитала, профессионального потенциала - процесс долгосрочный. Работодатели могут эффективно участвовать в финансировании подготовки нужных им специалистов, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики, разработке профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов, соответствующих требованиям работодателей. В этой связи решается еще одна задача: изучить проблемы взаимодействия, социального партнерства работодателей (бизнеса) и системы образования.

Сектор проблем глобализации и политического развития

Сектор изучения переходных политических процессов

Группа по изучению коллективных действий трудящихся

Сектор изучения элит

Нижегородский отдел Института социологии РАН создан Приказом Президиума АН СССР в 1982 г. как обособленное подразделение Института социологических исследований АН СССР.

Основны задачи Отдела

- Проведение социологических и социально-политических исследований в сотрудничестве с другими Центрами Института социологии РАН и с близкими по тематике социологическими учреждениями страны;

- Сотрудничество с факультетом социальных наук Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского в подготовке специалистов-социологов, проведении совместных исследований, научно-практических конференций;

- Проведение совместных исследований с социологами Приволжского федерального округа;

- Распространение социологических знаний через учебные заведения и СМИ в Нижегородской области.

Работа проводится по нескольким направлениям:
  • Воспроизводство научных кадров высшей квалификации (рук. - к. филос.н. С.С. Балабанов),
  • Семья: межпоколенные отношения (рук. - к. филос.н. С.С. Балабанов),
  • Социология инноваций (рук. - к.филос.н. Н.В. Мартынова),
  • Социология региональных конфликтов (рук. - к.соц.н. П.И. Куконков),
  • Социально-политические процессы в регионе (рук. - с.н.с. А.В. Прудник)

Проекты

  1. Факторы и критерии качества подготовки научных кадров в аспирантуре по приоритетным направлениям науки и технологиям (рук. - ректор ННГУ, проф. Р.Г. Стронгин, к. филос.н. С.С. Балабанов)
  2. "Ценность детей" - Международное исследование (рук. - проф. Б. Наук (Германия), проф. З.Х. Саралиева, к.филос.н. С.С. Балабанов)
  3. Особенности поведения на рынке труда специалистов с высшим образованием (рук. - к. филос.н. Н.В. Мартынова)
  4. Социальные напряжения и структурные конфликты в региональных центрах России (рук. - к.соц.н. П.И. Куконков)
  5. Социально-политические процессы в регионе (рук. - с.н.с.А.В. Прудник)


© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)