Журнал: Гуманитарий Юга РоссииЛацвеева А. В.Качество высшего образования: операционализация понятия

Журнал: Гуманитарий Юга России

Лацвеева А. В.

Качество высшего образования: операционализация понятия

DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.11
Лацвеева Александра Владимировна
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия
аспирант

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Лацвеева А. В. Качество высшего образования: операционализация понятия // Гуманитарий Юга России. 2021. Том. 11. № 4. С. 149-159.
DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.11

Рубрика:

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Выражение признательности

Статья выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2582.2020.6) на тему «Государственная политика в сфере высшего образования и развитие инновационного потенциала молодежи: экономические и неэкономические детерминанты и механизмы в условиях регионализации социального пространства и ста-новления индустрии 4.0».

Аннотация:

Цель исследования заключается в операционализации понятия «качество высшего образования» в социологическом дискурсе.   Методологическую базу исследования представляют современные социологические теории, в рамках которых осуществляется осмысление проблем развития высшего образования. Результаты исследования. Определяется социальная и научная актуальность исследования заявленной проблемы, выделяются признаки качества высшего образования, устанавливаются его ресурсы (социальные, материально-технические и информационные), осуществляется отграничение от смежных понятий, а в завершение дается инструментальное определение, которое может быть использовано в научной полемике в новом формирующемся дискурсе, инициируемом «онлайнизацией» социального института высшей школы. Делается вывод о том, что в реальных образовательных практиках выход на понимание качества высшего образования возможен только через согласование представлений основных социальных акторов института высшей школы.   Перспективы исследования заключаются в дальнейшем осмыслении и эмпирической верификации проблем качества современного высшего образования.  

Ключевые слова:

высшее образование; качество высшего образования; ресурсы качества высшего образования; эталон качества высшего образования; критерии оценки качества высшего образования; признаки качества высшего образования

Литература:

  • 1. Байденко В. И., Селезнева Н. А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122–135.
  • 2. Воронцова Н. Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 4. С. 56–62.
  • 3. Исмаилова Н. П. Единое информационное образовательное пространство вуза: новый путь модернизации образовательной системы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1. С. 250–253.
  • 4. Ковалев В. В., Дятлов А. В., Воденко К. В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2020. Т. 13, № 3. С. 6–14.
  • 5. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология власти. 2010. № 4. С. 212–223.
  • 6. Мороз В. В. Креативность как аксиологический ресурс качества университетского образования // Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 173–184.
  • 7. Нечаев М. П. Личностно ориентированные образовательные технологии как ресурс развития качества образования // Гаудеамус. 2017. Т. 16, № 1. С. 38–44.
  • 8. Сергеев А. Г., Баландина Е. А., Баландина В. В. Компетентность как ресурс в сфере управления качеством образования // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2009. Т. 1. С. 123–124.
  • 9. Яшина Г. А. Ресурс повышения эффективности образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1. С. 8–12.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2021. Том. 11. № 4.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)