Журнал: Полис. Политические исследованияПшизова С. Н.Политика как бизнес: российская версия (II)

Журнал: Полис. Политические исследования

Пшизова С. Н.

Политика как бизнес: российская версия (II)

Пшизова Сусанна Нурбиевна ,
susannapsh@gmail.com


ID статьи на сайте журнала: 3848


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Пшизова С. Н. Политика как бизнес: российская версия (II) . – Полис. Политические исследования. 2007. № 3. С. 65-77.
DOI:

Рубрика:

Проблемы и суждения

Аннотация

Во второй части статьи рассматриваются предпосылки формирования и особенности внеэлекторального политического рынка. В отличие от пространства функционирования публичных представительных институтов, которое на протяжении большей части XX века было заполнено идеологическими и социальными идентификациями, система функционального представительства, связанная с деятельностью групп давления, изначально базировалась на принципах прагматического обмена и рыночной конкуренции. Соответствие этих принципов идее плюралистической демократии вызывает серьезные сомнения. Между тем сегодня на фоне повсеместной экспансии функционального представительства, по мнению автора, отмечается сближение принципов функционирования электорального и внеэлекторального пространств политического взамодействия, что создает условия для формировани целостной рыночно ориентированной политической сферы. Маркетизация политики стимулирует профессионализацию политической деятельности и изменение функций традиционных демократических институтов, одновременно поощряя культивирование бизнес-стратегий всеми основными акторами. В российском (радикальной) версии это означает, что реальное распределение общественных ресурсов перемещается в сферу функционального представительства, а электоральный процесс приобретает черты политического спектакля, тщательно режиссируемого профессионалами.

Литература

Афанасьев М.Н. 2000. Политические партии в российских регионах. – Pro et Contra, т. 5, № 4.

Барсукова С.Ю. 2006. Теневая экономика и теневая политика: механизмы сращивания. М.

Бек У. 2001. Что такое глобализация? М.

Бунин И. 2005. Выборы и политические субкультуры. – Никонов В. (ред.) Россия в современной политике. М.

Бурдье П. 2002. О телевидении и журналистике. М.

Вешняков А.А. 2003. Финансовый отчет ЦИК о расходовании средств федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы третьего созыва. М.

Перегудов С.П. 2003. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.

Перегудов С.П. 2004. Транснациональные корпорации на пути к корпоративному гражданству. – Полис, № 3.

Пшизова С.Н. 2004. Res Publica Corporationum. – Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. М.

Пшизова С.Н. 2007. Партия власти. – Соловьев А.И. (ред.) Политология. Лексикон. М.

Сатаров Г. 2005. Антикоррупционная политика. – Никонов В. (ред.). Россия в

современной политике. М.

Филиппов А.Ф. 2002. Политическая социология. Фундаментальные проблемы и основные понятия. – Полития,№ 2.

Холодковский К.Г. 2001. Партии: кризис или закат? – Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна.

Beck U. 1992. Risk Society: Towards a New Modernity. L.

Downs A. 1957. An Economic Theory of Democracy. N.Y.

Dulio D. 2004. For Better or Worse? How Political Consultants are Changing Elections in the United States. N.Y.

Hayes M. 1981. Lobbyists and Legislators: A Theory of Political Markets. New Brunswick.

Hopkin J., Paolucci C. 1999. The Party as Business Firm: Cases from Spain and Italy. – European Journal of Political Research, vol. 35.

Jaatinen M. 1999. Lobbying Political Issues. A Contingency Model of Effective Lobbying Strategies. Helsinki.

Johnson D. W. 2001. No Place for Amateurs. How Political Consultants Are Reshaping American Democracy. L., N.Y.

Katz R., Mair P. 1995. Changing Models of Party Organization and Party Democracy: The Emergence of the Cartel Party. – Party Politics, № 1.

Lathrop D. 2003. Campaign Continues: How Political Consultants and Campaign Tactics Affect Public Policy. Westport, L.

Lawson K. 2004. Five Variations on a Theme: Interest Aggregation by Party Today. – Lawson K., Poguntke T. (eds.). How Political Parties Respond: Interest Aggregation Revisited. L., N.Y.

Olson M. 1965. The Logic of Collective Action. Cambridge (MA).

Panebianco A. 1988. Political Parties: Organization and Power. Cambridge.

Pshizova S. 2004. Representative Rule or the Rule of Representations: The Case of Russian Political Parties. – Lawson K., Poguntke T. (eds.). How Political Parties Respond: Interest Aggregation Revisited. L., N.Y.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 3, 2007
>> Архив журнала