Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Журнал: Социологические исследования

Кармаева Н. Н., Кармаев Н. А.
Молодые преподаватели в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества

Кармаева Наталья Николаевна ,
nkarmaeva@hse.ru

Кармаев Николай Александрович ,
karmaev@bk.ru

DOI: 10.31857/S013216250004279-9
ID статьи на сайте журнала: 7575

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Полный текст

http://socis.isras.ru/files/File/2019/3/Karmaevy.pdf 2**

Ссылка при цитировании:

Кармаева Н. Н., Кармаев Н. А. Молодые преподаватели в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества // Социологические исследования. 2019. Том 45. № 3. С. 63-72.
DOI: 10.31857/S013216250004279-9

Рубрика:

Социология образования

Аннотация

В России реализуется политика, направленная на укрепление позиции страны в академических рейтингах. Это политика приводит к дифференциации в высшем образовании. Появляются вузы, в большей степени ориентированные на академические исследования, так называемые «лидеры», и на преподавательскую функцию, так называемые «массовые университеты». В статье показано, как дифференциация в сфере высшего образования на макроуровне транслируется на микроуровень. Анализируются профессиональные ориентиры и практики сотрудничества молодых преподавателей социальных дисциплин, которые работают в этих типах вузов, с использованием методологии качественных интервью. Обращается внимание на то, как воспроизводятся структурные позиции молодых преподавателей в профессиональной иерархии на уровне кафедр и вузов и по отношению к исследовательской деятельности в целом. Молодые преподаватели по-разному локализованы в академической среде, различия между ними определяются не только имеющимися ресурсами, в том числе для исследовательской деятельности или других видов профессиональной активности, но и их профессиональными ориентирами. Мотивированные на профессиональную самореализацию преподаватели сотрудничают в академическом (преподавание и исследовательская деятельность) или неакадемическом (консультирование, проведение тренингов, различные подработки) контекстах. Практики сотрудничества преподавателей могут быть горизонтальными или вертикальными и реализовываться на различных уровнях. Однако в условиях изначально неравных возможностей вузов и преподавателей, через стратегии сотрудничества может воспроизводиться неравенство между преподавателями. Именно преподаватели из региональных вузов склонны взаимодействовать вне академической среды, что делает их позиции в отношении наиболее востребованной сегодня исследовательской продуктивности более уязвимыми.

Ключевые слова

высшее образование; вузы; молодые преподаватели; академические рейтинги; сотрудничество в академической среде; дифференциация

Литература

Бороноев А.О., Ломоносова М.В., Миронов Д.В., Скворцов Н.Г. Сохраняя отечественные традиции: возрождение социологического общества им. М.М. Ковалевского // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 140–143.

Иконникова Н.К. Профессиональная и гражданская идентичность ученых в зеркале глобальной академической мобильности // Вопросы социальной теории. 2011. Т. 5. С. 319–336.

Кармаева Н.Н., Родина Н.В. Заведующие кафедрами в условиях меняющихся механизмов управления в высших учебных заведениях России // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 137–145.

Ключарев Г.А., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 117–125.

Козьмина Я.Я. Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 135–151.

Массовое высшее образование. Триумф БРИК? / Пер. с англ. М.С. Добряковой, Л.Ф. Пирожковой; Под науч. ред. М.С. Добряковой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом «Высшей школы экономики», 2014.

Мертон Р.К. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // Thesis. 1993. Вып. 3. C. 256–276.

Назарова И.Б. Вызовы для российских университетов и преподавателей // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 61–68.

Савицкая Е.В., Алтунина Н.С. Высшее образование: репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т. 9. № 1. С. 117–133.

Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. C. 5–45.

Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 103–107.

Abbasi A., Hossain L., Leydesdorff L. Betweenness Centrality as a Driver of Preferential Attachment in the Evolution of Research Collaboration Networks // Journal of Informetrics. 2012. No. 6(3). P. 403–412.

Clark B.R. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective. Berkeley: University of California Press, 1983.

Hara N., Solomon P., Kim S.L., Sonnenwald D.H. An Emerging View of Scientific Collaboration: Scientists’ Perspectives on Collaboration and Factors that Impact Collaboration // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2003. No. 54(10). P. 952–965.

Hattke F., Blaschke S., Frost J. From Voluntary Collective Action to Organized Collaboration? The Provision of Public Goods in Pluralistic Organizations // Multi-Level Governance in Universities / Ed. by J. Frost, F. Hattke, M. Reihlen. Cham: Springer Science+Business Media, 2016. Р. 115–140 (The Series Higher Education Dynamics. 2016. Vol. 47).

He B., Ding Y., Ni C. Mining Enriched Contextual Information of Scientific Collaboration: A Meso Perspective // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2011. No. 62(5). P. 831–845.

Hüther O., Krücken G. Nested Organizational Fields. Isomorphism and Differentiation among European Universities // The University Under Pressure (Research in the Sociology of Organizations. Vol. 46) / Ed. by E.P. Berman, C. Paradeise. Emerald Group Publishing Limited, 2016. P. 53–83.

Jones B.F., Wuchty S., Uzzi B. Multi-University Research Teams: Shifting Impact, Geography, and Stratification in Science // Science. 2008. No. 322. P. 1259–1262.

Lee S., Bozeman B. The Impact of Research Collaboration on Scientific Productivity // Social Studies of Science. 2005. No. 35(5). P. 673–702.

Melin G. Pragmatism and Self-organization: Research Collaboration on the Individual Level // Research Policy. 2000. No. 29(1). P. 31–40.

Selvaratnam V. The Higher Education System in Malaysia: Metropolitan, Cross-National, Peripheral or National? // Higher Education. 1985. No. 14(5). P. 477–496.

Witzel A. Das problemzentrierte Interview // Qualitative Forschung in der Psychologie. Grundlagen. Verfahrensweisen. Anwendungsfelder / Hrsg. G. Juettermann. Weinheim und Basel: Beltz. 1985. S. 227–256.



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [28]:
Показаны последние 10 записей. Показать все комментарии
moderator    12.10.2018

Ответ издательства: 7 номер журнала Социологические исследования выгружен в систему, в ближайшее время появится на сайте.

moderator    12.10.2018

Уважаемая София, здравствуйте!
Редакция направила запрос издательству. Ждем ответа.

София Кудрина    11.10.2018
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в РИНЦ есть только номера по 6 включительно за 2018 год? Седьмого номера до сих пор нет, хотя он уже опубликован давно. Интересуюсь как автор.
moderator    30.09.2018

Здравствуйте!
Спасибо, что заметили ошибку. DOI статьи Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России опубликован.

Бисерка Кошарац    30.09.2018

Добрый день, имеет ли статья Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России (Кошарац Р. Б., Вулич М. Т., Анджелкович М.)номер DOI?

moderator    20.08.2018

Валерий, здравствуйте!
В 6 номере опубликовали, в 7 будет позже.

Валерий    17.08.2018
Почему-то Рубрики в ближайших номерах от №№ 6 и 7 за 2018 г. нет информации
moderator    09.08.2018

Уважаемый Александр, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку. Исправили.

Александр    09.08.2018
Добрый день, в статье (Одяков C. D.Население Урала в условиях социально-экономического кризиса (146-151)) не указаны еще двое авторов - Наумова Н.Л. и Лукин А.А.
moderator    02.08.2018

Любовь Александровна, здравствуйте!
Приносим свои извинения, ошибка исправлена.

Любовь Лебединцева    01.08.2018
Добрый день! я соавтор статьи Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции. Но я женщина, а не мужчина. Почему же моя фамилия указана в мужском роде? Буду крайне благодарна. если удастся оперативно исправить ошибку.Показать все комментарии