Журнал: Социологические исследованияОсипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А.Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа

Журнал: Социологические исследования

Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А.

Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа

Осипов Александр Михайлович ,
osipov.al58@gmail.com

Матвеева Наталья Александровна ,
matveeva_n_a@mail.ru

Бояджиева Пепка Александровна ,
pepka.boyadjieva@mail.ru

Воронцов Ярослав Алексеевич ,
yvorontsov@rgau-msha.ru


ID статьи на сайте журнала: 8061


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60-70.
DOI:

Рубрика:

Социология образования

Аннотация

Статья содержит результаты комплексного исследования информационных потоков в российском образовании. Их избыточность, интенсивность и формализация составляют самую болезненную сторону работы в отрасли, выраженную в «бумажном прессинге» наряду с несправедливо низкой оплатой труда. Анализируются материалы выборочных опросов и хронометража нагрузок основных должностных групп в системе образования, данные о документообороте образовательных учреждений разного типа и уровня, экспертные оценки в трех регионах страны. Рассмотрены объем и структура информационных потоков, социальные реалии бумажной работы и ее влияние на социальное и профессиональное самочувствие работников образования. Доказывается, что основным источником бумажного прессинга стала ошибочная управленческая стратегия, кото рая игнорирует общественную миссию образования, выражает бюрократическое недоверие работникам, игнорирует широкие возможности общественно-государственного управления. Все это привело российское образование к институциональному тупику.

Ключевые слова

система образования; работники образования; школа; бумажная работа; бумажный прессинг

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 3, 2020
>> Архив журнала