Журнал: Социологические исследования

Гигин В. Ф., Грищенко Ж. М.
Студенты эпохи цифровых технологий: жизненные смыслы в реалиях белорусского общества

Гигин Вадим Францевич ,
v.f.gigin@gmail.com

Грищенко Жанна Михайловна ,
zhanna0607@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250013571-1
ID статьи на сайте журнала: 8465

Моя книжная полка

        > отложить
      >> посмотреть свою книжную полку
 


Полный текст

http://socis.isras.ru/files/File/2021/1/Gigin.pdf 2**

Ссылка при цитировании:

Гигин В. Ф., Грищенко Ж. М. Студенты эпохи цифровых технологий: жизненные смыслы в реалиях белорусского общества // Социологические исследования. 2021. Том 47. № 1. С. 110-120.
DOI: 10.31857/S013216250013571-1

Рубрика:

Социология молодежи

Аннотация

В статье предпринята попытка ответа на вопрос, какие жизненные смыслы вкладывает студенческая молодежь эпохи цифровых технологий в традиционные ценности. Исходя из полученных результатов и экспериментальных попыток «раскодировки» доминирующих в современной студенческой среде смысловых запечатлений (импринтингов), делается вывод о формировании нового поколенческого культурологического архетипа студенческой молодежи, который уже сегодня предопределяет направленность преобразований в ментальных трассах молодежи в целом. Этот дисбаланс между традиционно нормативно означаемым и реально означающим, представленном в концепте «жизненных смыслов» современного студенчества, приобретает все более выразительные масштабы. Объективированные в результатах исследования тенденции дают почву для критического переосмысления целого комплекса проблем: от раскола поколений и «пробуксовки» принципа межпоколенческой преемственности до постановки вопроса о началах перекодировки национальной культуры. По мнению авторов, свобода творческой самореализации ограничена возможностями саморегуляции в условиях, заданных «обществом травмы» и вынужденным манипуляционным эффектом.

Ключевые слова

поколение цифровых технологий; ценностная модель; жизненные смыслы; импринтинговый эффект; культурологический архетип; ментальные трассы; социальный перелом; рационализация компетентности

полная версия страницы

© 1998-2021. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)