Журнал: Вестник Института социологииЧирикова А. Е.Влияние статуса пациента на поведение врачей

Журнал: Вестник Института социологии

Чирикова А. Е.

Влияние статуса пациента на поведение врачей

Чирикова Алла Евгеньевна, д.соц.н., ст.н.с., главный научный сотрудник
chirikova_a@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 218


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Чирикова А. Е. Влияние статуса пациента на поведение врачей // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 67-98.
DOI:

Рубрика:

Тема номера: «Здоровье населения»

Аннотация

В статье рассматривается влияние статуса пациентов на лечебную деятельность врачей разных специальностей, представляющих лечебные учреждения различного уровня. Исследование продолжает цикл эмпирических работ, начатый в Независимом институте социальной политики и продолженный в Высшей школе экономике под руководством С. В. Шишкина. Цикл посвящён анализу мотивации и неформальных правил деятельности российских врачей. Для сбора данных использовался метод интервью с врачами и руководителями системы здравоохранения. Показано, что современные врачи по-разному строят свою лечебную деятельность в отношении высоко- и низкостатусных пациентов, богатых и бедных больных, в отношении своих родственников и коллег. Анализ позволил сделать вывод о том, что медики по своим представлениям относительно значимости статусов делятся на две неравные группы. Первую группу, большую по численности, составляют врачи, защищающие принцип равенства пациентов в получении медицинской помощи. Это, как правило, врачи, выросшие из советского прошлого, для которых признать важность материального или социального статуса означает отказ от сложившихся морально-этических норм, которые им передали их учителя. Вторая группа – это врачи, которые признают значимость денег в современной жизни и убеждены, что их отсутствие может существенным образом повлиять на качество лечения. Вряд ли стоит думать, что медики это однородная социальная группа по своим морально-этическим нормам. Тот факт, что набор этих норм вариативен, свидетельствует о том, что процесс трансляции норм корпоративной этики внутри врачебного сообщества системно не осуществляется, а носит стихийный характер. Хотя нельзя сказать и обратного: что корпоративная этика полностью потеряла свою регулирующую роль для врачей. Одни держатся за принятые консервативные представления, другие же пытаются выработать новые ориентиры, но не решаются транслировать их всему сообществу в целом. В результате интеграция врачебного сообщества по схожести морально-этических норм затрудняется.

Ключевые слова

статус пациента, сценарии поведения врачей, богатые и бедные пациенты, родственные и корпоративные связи, внимание врача

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 6, 2013
>> Архив журнала