Журнал: Вестник Института социологииИвахненко Г. А.Здоровьесберегающие технологии в российских вузах

Журнал: Вестник Института социологии

Ивахненко Г. А.

Здоровьесберегающие технологии в российских вузах

Ивахненко Галина Александровна, к.соц.н. старший научный сотрудник
ga-ivachnenco@yandex.ru


ID статьи на сайте журнала: 219


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 99-111.
DOI:

Рубрика:

Тема номера: «Здоровье населения»

Аннотация

В статье рассматриваются различные виды образовательных здоровьесберегающих технологий и подчёркивается важность их использования в российских вузах для сохранения здоровья студентов. Методом традиционного анализа документов выделяются основные тематические аспекты, которые затрагивают учёные и специалисты в своих работах по этой проблеме. Цель данной статьи – обратить внимание учёных, исследователей и педагогов на важность темы студенческого здоровья и на необходимость поиска путей его охраны и оптимизации. Если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодёжи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики и ограниченностью исследовательских возможностей. Анализ научных документов показал, что в различных российских институтах и университетах с разной интенсивностью в основном используют шесть видов здоровьесберегающих технологий: физкультурно-спортивные мероприятия (уроки физкультуры, спортивные кружки, секции, лечебная физкультура); просветительско-педагогическая деятельность (валеология, ОБЖ, беседы, консультации по проблемам здоровья); психологическое знание и психологические методики (консультации психолога, тренинги, кабинеты релаксации); медико-гигиеническая деятельность (медосмотры, диспансеризация¸ мониторинги); рекреационные мероприятия и рекреационная инфраструктура (базы и дома отдыха, льготные путёвки, методики по релаксации); технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (инженерно-технические службы вузов, гражданская оборона, противопожарное оснащение). Основными видами здоровьесберегающих технологий¸ применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в российских высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. Опыт функционирования отечественной системы высшего образования показывает, что наиболее жизнеспособными оказываются те образовательные учреждения, которые проводят активную политику по внедрению новых технологий по сохранению и укреплению здоровья студентов и формированию у них мотивации здорового образа жизни. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровьесберегающие образовательные технологии приобретают роль неотъемлемого фактора профессионального роста.

Ключевые слова

студенты, здоровьесберегающие технологии, здоровье, вуз

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 6, 2013
>> Архив журнала