Журнал: Вестник Института социологииЕфлова М. Ю., Ишкинеева Ф. Ф., Фурсова В. В.Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений

Журнал: Вестник Института социологии

Ефлова М. Ю., Ишкинеева Ф. Ф., Фурсова В. В.

Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений

Ефлова Мария Юрьевна, к.соц.н., доц.,
meflova@gmail.com

Ишкинеева Фарида Фалесовна, к.соц.н., доц.,
farida1967@mail.ru

Фурсова Валентина Владимировна, к.соц.н., доц.,
vafursova@yandex.ru


ID статьи на сайте журнала: 294


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Ефлова М. Ю., Ишкинеева Ф. Ф., Фурсова В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений // Вестник Института социологии. 2014. № 10. С. 34-44.
DOI:

Рубрика:

Тема номера «Проблемы современной молодёжи»

Аннотация

Молодёжь, в силу своих возрастных, социальных, психологических особенностей в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы, восприимчива к переменам, происходящим в обществе. Именно от самоопределения молодёжи, её установок, ценностных ориентаций во многом зависит модернизационный потенциал и перспективы развития общества. Авторы статьи на основе инициативного социологического исследования анализируют социальное самочувствие студентов 1 – 5 курсов Казанского федерального университета, дают краткий обзор основных подходов к проблеме. Выборка составила 679 студентов, отбор респондентов случайный, бесповторный. В ходе исследования был выработан авторский инструментарий. Обработка эмпирических данных реализована в программе SPSS Statistics. Ключевыми задачами исследования являются: определение степени удовлетворённости студентов затронувшими их преобразованиями в различных аспектах вузовской жизни, выявление наиболее существенных (как объективных, так и субъективных) факторов, влияющих на их социальное самочувствие, и обозначение наметившихся возможностей его улучшения. Сфера профессиональной самореализации – одна из важнейших, и от эффективного включения в неё во многом зависит социальное самочувствие молодёжи. Результаты исследования показали неуверенность и нестабильность молодёжи на рынке труда. Наблюдаются серьёзные проблемы при устройстве на работу и в целом в области профессиональной самореализации в соответствии с полученной специальностью. Парадокс в том, что получение высшего образования не гарантирует трудоустройства.  Риски, связанные с трудностями самореализа-ции молодых людей, возникают в результате несоответствия их стремлений обрести желаемый социальный статус и ресурсов, имеющихся у различных социальных институтов. Результаты исследования позволяют выявить тенденции социального самочувствия современной молодёжи, демонстрируют её мнение и стиль мышления, акцентируют внимание на аспектах социальной напряжённости и социального здоровья, побуждают задуматься о судьбах молодёжи и перспективах развития страны.

Ключевые слова

социальное самочувствие, образовательный процесс, социальное настроение, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, социальная активность, профессиональная самореализация

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 10, 2014
>> Архив журнала