Журнал: Вестник Института социологииРедакция . О выпуске

Журнал: Вестник Института социологии

Редакция .

О выпуске

Редакция ,

ID статьи на сайте журнала: 764


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Редакция . О выпуске // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 25. С. 8-13.
DOI:

Текст статьи

 Введение

 

Тема первого в 2022 году выпуска Вестника посвящена социологической науке Республики Беларусь. Данная тема была запланирована нами ещё в прошлом году, но сейчас она стала ещё более значимой. Происходящие в настоящий момент геополитические сдвиги актуализируют тесное академическое сотрудничество учёных из стран бывшего СССР, совместное изучение социальных процессов и феноменов, выявление констант и переменных, которые детерминируют трансформации в наших обществах.

Белорусские коллеги подготовили ряд статей, в которых представлены разные направления социологии: от теоретической рефлексии о способах познания современного мира до анализа возрождающегося феномена дворового сообщества. В данном номере публикуется только часть этих работ, другие выйдут в свет в следующих выпусках журнала, так как редакция планирует сделать рубрику постоянной.

Российский и белорусский социумы обладают множеством общих и одновременно различных свойств, общими и в то же время разными историей и культурой. Поэтому объединение результатов исследований социологов обеих стран на страницах одного журнала предоставляет всем нам, в том числе, и возможность взглянуть на привычные явления под несколько иным углом и обнаружить свойства, которых ранее не замечали по причине их кажущейся обыденности. С нашей точки зрения, это дихотомическое сочетание общего и различного в белорусской и российской социологии особенно важно в нынешнюю эпоху тектонических социальных разломов. Исследования турбулентных по видимости перемен с разных ракурсов позволит выявить глубинные, сущностные основания социального устройства, скрытые ранее гегелевской кажимостью, конструктами и симулякрами постмодерна.

Проблеме теоретического инструментария, позволяющего изучать глобально нестабильное общество посвящена открывающая номер статья Данилова А. Н. (Минск) «Социологическое воображение в зоне неизвестности (на примере развития социологии в Беларуси)». Автор считает, что ответом на перманентное возникновение в современном мире новых вызовов и рисков, является возникновение нового типа цивилизационного развития и формирование неизвестной ранее целостности. В статье раскрываются механизмы и мотивы выбора пути развития, роль в этом процессе социологического воображения. Воображение становится инструментом научного познания, позволяющим преодолевать незнание. В то же время переход к подобному типу социологического исследования требует твёрдого следования принципу методологической строгости, которая обеспечит сопоставимость полученных знаний. Современное обилие эмпирического материала не всегда приводит к приращению знания. Прорывы в эмпирических исследованиях, новые методы сбора данных, включая работу с big data в итоге только усугубляют неопределённость и критически усложняют процесс создания новых концепций. В статье процесс функционирования социологии в зоне неизвестности рассматривается на примере столетнего развития социологической науки в Беларуси, которая по мнению автора, является хорошей базой для разработки прорывных теорий как раз потому, что обеими ногами твёрдо стоит на земле, изучая жизнедеятельность социума, но в её основании исторически лежал философский подход, требовавший богатого воображения.

Статья Мысливца Е. Н. (Минск) «Формирование и особенности эволюции исторической памяти белорусской молодёжи (из опыта социологических исследований)» основана на результатах трёх социологических опросов, проведённых в 2010, 2014 и 2021 годах. Их цель заключалась в том, чтобы выявить особенности формирования и сложившиеся тенденции эволюции исторической памяти учащихся и студентов, уровень знаний и представлений о событиях Великой Отечественной войны, оценки прошлого и отношение к знаковым событиям истории. Автор показывает, что важнейшим источником формирования исторической памяти молодёжи является школьное и университетское образование. Кроме того, смена поколений актуализирует роль семьи как главного транслятора исторической памяти молодёжи. По мнению автора, историческая память играет консолидирующую роль в развитии современного общества. Также рассмотрены влияние таких социализирующих факторов как кинофильмы, интернет, телевидение. Результаты проведённых автором исследований были представлены органам государственного управления и иным организациям для разработки государственной молодёжной политики в Республике Беларусь.

Статья Лебедевой Е. В. (Минск) «Право на город: опыт анализа дворовых сообществ с позиции критической теории (на примере Минска)» посвящена феномену дворового сообщества, характерного для советского города. Перемены, произошедшие в постсоветский период (коммерциализация публичного пространства, расслоение и сегрегация горожан), значительно ослабили дворовую активность. В последнее время города переживают этап значительного гражданского подъёма, традиции совместного проведения времени во дворах жилых комплексов постепенно возобновляются. Собранные автором эмпирические материалы выявили ряд принципиальных отличий «новых» дворовых сообществ от традиционных. В «советских» дворовых сообществах городское участие представляло собой скорее пример общинной кооперации, то есть форму низовой самоорганизации для достижения поставленных целей с наименьшими затратами. В случае с «новыми» дворовыми сообществами движущей силой выступает «урбанность», как возможность определять себя как горожанина. Формирующиеся на основе реализации собственного «права на город» дворовые сообщества характеризуется умением достигать компромисса и вырабатывать общепринятые правила коммуникации. При сохранении подобных тенденций практическая реализация «права на город» всё меньше будет привязана к непосредственному «отвоеванию» физических территорий и всё больше станет разворачиваться в коммуникативной плоскости.

В статье Мартиновича В. А. (Минск) «Идентификация новых религиозных движений в практике редакций и журналистов печатных СМИ» рассматривается сложная и довольно редкая для социологических публикаций тема новых религий, а точнее проблема дисбаланса между фактически действующими в публичном пространстве новыми религиозными движениями и уровнем их идентификации различными акторами. Новые религиозные движения, попадающие в разных странах в фокус внимания, по большинству своих характеристик нерепрезентативны для генеральной совокупности нетрадиционных религиозных сообществ этих стран. Аномально большие показатели подобного дисбаланса требуют дополнительного анализа. Так, для печатных СМИ Республики Беларусь разрыв между идентифицированными и действующими в стране группами составляет более 700 организаций для периода 1988–2021 гг. Автор анализирует факторы, влияющие на редакции и на журналистов печатных СМИ в процессе подготовки ими материалов по новым религиозным движениям. В их числе государственное регулирование, политический заказ и цензура, запросы в редакцию от населения, яркий информационный повод, контакт журналиста с новым религиозным движением, конфликт религиозной группы с редакцией СМИ, личность и опыт журналиста, и ряд других. В статье показано, что в силу специфики феномена нетрадиционной религиозности и организации работы редакций и журналистов печатные СМИ могут только избирательно идентифицировать новые религии.

Ещё четыре статьи настоящего выпуска посвящены исследованиям молодёжи. Они, однако, разбиты на две рубрики, поскольку фокусируются на разных, но одинаково важных аспектах молодёжной активности: протестном потенциале и социальной ответственности. Рубрика «Протестные настроения в регионах России» открывается статьёй Марина Е. В. (Владивосток) «Структура протестного мышления и представление о социальном протесте молодёжи поколений «Y» и «Z» Дальнего Востока и Москвы». В статье представлен анализ категориальных структур протестного сознания двух поколений молодёжи, чья активность играет особую роль в протестных акциях: представителей поколения «Y» (или миллениалов) и представителей поколения «Z» (или центениалов). Автор выделил пять форм коллективного протестного поведения: петиции, митинге, забастовке, бунте и восстании с применением частного семантического дифференциала для оценки протеста и произвёл реконструкцию и анализ представлений различных групп респондентов о них. Анализ содержания представлений о протестных формах показал безусловно положительное отношение молодёжи к петиции и митингу. Образ забастовки в основном положительный, но выявлены особенности восприятия в разных регионах. Образ насильственных радикальных форм протеста, бунта и восстания заметно отличается от образа остальных форм протестной активности. Они согласованно оцениваются как непривлекательные и крайне агрессивные. Но негативные коннотации не означают неприемлемость насильственных форм протеста. Смысловой анализ показал амбивалентность содержания образов бунта и восстания. Для молодёжи это обладающие большой силой и масштабом, крайне агрессивные и не привлекательные, но и не чужие и бессмысленные формы протеста.

В статье Бродовской Е. В. и Домбровской А. Ю. (Москва) "Цифровое детство": протестный потенциал школьников (результаты массового опроса в Ставропольском крае, 2020 г.)"  рассматривается актуальная проблема мобилизации школьных протестов в России на примере Ставропольского края. Выбор данного исследовательского кейса объясняется рядом его характеристик. Ставрополье это один из регионов-мишеней для внешнего информационного давления, это субъект РФ, обладающий рискогенными признаками: многонациональный состав, моноэкономика, существенная социальная дистанция между стратами. Выявлены четыре типа носителей разного уровня протестного потенциала в среде ставропольских старшеклассников, которых авторы определили как «зрителей», «вовлечённых», «активистов» и «лидеров». Получены эмпирические свидетельства об особом ценностном профиле старшеклассников края, имеющих наивысший протестный потенциал. Выявлено, что для них характерны деструктивные социальные установки и несформированность национально-государственной идентичности, которые комбинированы с максимальным прагматизмом жизненной стратегии. Авторы полагают, что ситуация рискогенна, по причине большого потенциала неконвенциональной направленности протестного поведения этих школьников в случае перехода их онлайн-активности в оффлайн. Однако, результаты исследования показали рассогласование ценностного выбора молодых «лидеров» и «активистов» протеста по сравнению с ценностными предпочтениями представителей кластеров «вовлечённых» и «зрителей», что предопределяет низкую вероятность масштабирования хэдлайнеров протеста среди школьников в Ставропольском крае.

Рубрика «Современная молодёжь: идентичность и социальная активность» интересна, в том числе, географией представленных в ней исследований. Социальная идентичности и активность молодёжи изучается на Дальнем востоке (Владивосток) и на западе (Санкт-Петербург) страны.

В статье Костиной Е. Ю., Орловой Н. А. (Владивосток) «Социальная активность и социальная ответственность в представлениях и практиках современной молодёжи» активность молодёжи рассматривается как движущая сила развития современного российского общества. Молодые люди лишены груза прошлого и ориентированы на инновации, трансформации и реформы. Они живут в весьма противоречивом мире, сталкиваясь с большими социальными проблемами, чем другие возрастные когорты. В статье представлен анализ данных, полученных авторами в ходе исследования социальной, гражданской активности молодёжи. Исследовательский проект был реализован в декабре 2020 г. в форме анкетного опроса и глубинных интервью. Подчёркивается, что особую значимость в исследовании данной проблематики играет региональное измерение жизненных позиций молодых людей, в поле социальной активности в целом, в понимании и осмыслении гражданской активности своего поколения, в частности и в оценке собственной позиции в координатах инклюзии-эксклюзии. Авторы утверждают, что молодёжь Приморья проявляет относительно высокую социальную активность на локальном уровне, но при этом не чувствует возможности влиять на социальные и политические процессы на уровне региона и тем более страны.

В статье Викторовой Е. В., Петренко Д. А., Власовой Н. В., Шишкиной Е. В. (Санкт-Петербург) «Европейская и национальная идентичность в представлениях современной российской молодёжи: кейс Санкт-Петербурга» рассматривается проблема формирования идентичности современной российской студенческой молодёжи. По мнению авторов, актуальность исследования обусловлена недостаточной сформированностью современной российской идентичности и её ценностных оснований, а также необходимостью изучения влияния «европейских ценностей» на мировоззрение современной российской молодёжи. Поколение родившихся в новой России после распада Советского Союза (с 1992 г.), сформировалось под влиянием складывающейся новой российской идентичности, а также идентичности европейской, западных ценностей и процессов глобализации. Результаты исследования показали большую значимость для молодых россиян понятия «европейской идентичности», а также европейских ценностей и европейского образа жизни, что подтверждает предположение, предваряющее исследование, о значимости европейского влияния на мировоззрение современной молодёжи в условиях глобализации. Отношение опрошенной молодёжи к российской идентичности менее позитивно, что согласуется с утверждениями исследователей о недостаточной ясности в отношении концепта «российской идентичности» и составляющих её базовых ценностей.

Традиционная рубрика «О новых научных публикациях» представлена преамбулой Красина Ю. А. (Москва) «Ростки будущего в дебатах прошлого» к его книге «Ростки из-под асфальта». Книга представляет собой синопсис политологического симпозиума, действовавшего в позднесоветский период под эгидой идеологических партийных учреждений АОН при ЦК КПСС и ИОН при ЦК КПСС, участником которого был и сам автор. В его работе показаны реальные проблемы, трудности и противоречия научно-теоретического осмысления революционного обновления действительности в условиях монополии официальной идеологической догматики. Преамбула к книге обширна и информативна и, с нашей точки зрения, в настоящее время представляет особою ценность. Она показывает процесс рефлексии советских социологов, их поиск путей и возможностей развития общества в преддверии эпохи великих перемен, что может стать отправной точкой для осмысления современных нам событий.  

Выпуск завершает рубрика «Трибуна молодого учёного». В статье Григорьева Д. С. (Москва) «Эволюционная социология Дж. Тёрнера: введение в концепцию спенсеровского отбора» рассматриваются идеи американского исследователя Джонатана Тёрнера, связанные с его концепцией спенсеровского отбора и возможностью её использования в современной социологии. Основой спенсеровского отбора являются определённый набор потребностей человека (индивидуальный уровень) и социальная дифференциация институциональной организации по мере роста популяции (социетальный уровень), а также изменения, вызванные войной с их особой динамикой. Для того чтобы понять и объяснить эволюцию и динамику слоёв социокультурных явлений, традиционно изучаемых социологами необходимо обратиться к особому типу отбора суперорганизмов, сформулированному Г. Спенсером в своих работах на заре формирования самой социологии как отдельной науки. Автор полагает, что само по себе подобное сочетание социологических и биологических моделей социальных процессов является перспективным для развития отдельных мультидисциплинарных исследовательских программ, способных значительно усилить и обогатить общественные науки в целом.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 40, 2022
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)