Журнал: Вестник Института социологииБарсова Н. С., Подъячев К. В.Участие советских специалистов в создании египетской национальной хореографической школы как проявление культурной восприимчивости

Журнал: Вестник Института социологии

Барсова Н. С., Подъячев К. В.

Участие советских специалистов в создании египетской национальной хореографической школы как проявление культурной восприимчивости

Барсова Наталья Сергеевна , Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия
natafari.russia@gmail.com

Подъячев Кирилл Викторович, к.пол.н. ведущий научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
vestnik@isras.ru

DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.8

ID статьи на сайте журнала: 894


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Барсова Н. С., Подъячев К. В. Участие советских специалистов в создании египетской национальной хореографической школы как проявление культурной восприимчивости // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 149-173.
DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.8. EDN: GJWNXL

Рубрика:

Взаимодействие культур в меняющемся мире

Аннотация

Статья представляет собой сочетание историко-искусствоведческого и социологического исследования. Авторы внимательно рассматривают историю работы советских хореографов, прежде всего связанных с хореографической школой И. Моисеева в Египте в 1950-1960-х годах. В результате этой работы были зафиксированы и выведены на профессиональную сцену египетские традиционные танцы, зародившиеся, вероятно, в глубокой древности, в том числе и ракс шарки, известный в мире как bellydance. Авторы опираются на концепцию институционализации культуры, суть которой состоит в том, что фольклорная традиция в индустриально-урбанистическом обществе уже не может передаваться естественным путем через семью, как в обществе аграрном, но может быть сохранена через фиксацию и институционализацию в системе учреждений культуры и дополнительного образования. Эта идея была реализована в СССР, и, как показано в данной статье, в Египте при активном участии советских специалистов.

Авторы приходят к выводу, что успешный опыт работы советских хореографов с египетским культурным наследием является эмпирическим подтверждением того, что «культурная открытость» (т.е. восприимчивость и уважительное отношение к другим культурам), которую многие социальные мыслители считают особенностью русской цивилизации, действительно проявляется в реальных жизненных ситуациях.

Наконец, рассмотренный в статье пример показывает, что советский опыт институционализации и профессионализации культурной традиции может успешно применяться и в других странах, у народов, принадлежащих к совсем иным макросоциальным общностям. При этом он дает возможность сохранить элементы национальной самобытности и даже локального своеобразия в условиях индустриально-урбанистического, а возможно, и постиндустриального общества. Таким образом, он должен самым внимательным образом изучаться и применяться в том числе и для преодоления межрегиональных неравенств в РФ.

Ключевые слова

традиция, культура, межкультурная коммуникация, социология, искусствоведение, Египет, хореография, народный танец

Литература

  1. Абдель Малек Н. Египетский национальный костюм и его решение в современном театре и кино: дис. ... канд. иск. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств, 1979. 169 с.
  2. Алталли Т. М. М. Формирование ансамблей народного танца Египта: дис. ... канд. иск. М.: ГИТИС, 1990. 152 с.
  3. Аль-Холи А. М. Х. И. Культурные преобразования в Египте и советско-египетские отношения в годы президентства Г. Абдель Насера (1952-1970 гг.): дис. ... канд. ист. н. М.: ИВ РАН, 1995. 171 с.
  4. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. 458 с.
  5. Афифи А. О. Некоторые проблемы формирования педагогического и исполнительского мастерства школы классического танца АРЕ: дис. ... канд. иск. М.: ВНИИ Искусствознания, 1979. 160 с.
  6. Ашрафи М. 105 дней в Египте // Звезда Востока. 1972. № 3. С. 35–49.
  7. Беляцкая Т. Беседа С. А. Жукова // Советская музыка 1968. № 10. С. 158–164.
  8. Беляцкая Т. Искусство Египта. Об истории возникновения каирской труппы // Театр. 1973. № 2. С. 164–168.
  9. Беляцкая Т. Создание национальной хореографической школы // Советская музыка, 1968. № 10. С. 54–55.
  10. Богаткова П. Н. Танцы разных народов. М.: Молодая гвардия, 1958. 279 с.
  11. Горячкин Г.В. Египет в российских архивах. М.: Медина, 2017. 283 с .
  12. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: АСТ-Москва, 2008. 655 с.
  13. Землемеров В. Рождение классического балета // Советская музыка. 1968. № 10. С. 120–124.
  14. Землемеров В. Статьи о балетном искусстве Египта с представлениями А. Кузнецова // Советская музыка.1972. № 9. С. 116–118.
  15. Камель А. М. А. В. Профессиональный балет Египта. Характерные особенности и первые национальные постановки: дис. ... канд. иск. М.: ГИТИС, 1979. 143 с.
  16. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. В 2-х кн. Кн. 1. М.: ЭКСМО-Пресс: Алгоритм, 2002. 537с.
  17. Кожинов  В. В. История Руси и русского слова. Рыбинск: Медиа-рост, 2023. 544 с.
  18. Кондратьева М. Классический балет Египта // Музыкальная жизнь. 1973. № 1. С. 32–48.
  19. Лихачев Д. С. Русская культура. СПб.: Искусство – СПБ, 2007. 440 с.
  20. Новиков Н. В. Пути и перепутья дипломата. М.: Наука, 1976. 256 с.
  21. Подъячев К. В. Патриотическое воспитание молодёжи как поле взаимодействия политических институтов и гражданского общества в регионах РФ // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 4 (12). С. 126–135.
  22. Социокультурные основания советского модерна / Отв. ред. О. В. Аксенова. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 300 с.
  23. Эзз Ф. М. Танцевальное развитие Древнего Египта и его развитие на современном этапе: дис. ... канд. иск. М.: ГИТИС, 1975. 159 с.
  24. Яхъя Э. А. Народная египетская хореография: проблемы, методика и правила преподавания: дис. ... канд. иск. М.: ГИТИС, 1977. 179 с.
  25. Saleh M. Egypt // International Encyclopedia of Dance. New York-Oxford: Oxford University Press, 1998. Vol. 2. P. 481–499.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 45, 2023
>> Архив журнала