Журнал: Вестник Института социологииКиреева И. В., Куква Е. С., Шадже А. Ю.Брендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ

Журнал: Вестник Института социологии

Киреева И. В., Куква Е. С., Шадже А. Ю.

Брендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ

Киреева Ирина Владимировна, к.соц.н. Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия
klushina@list.ru

Куква Елена Сергеевна, к.соц.н., доц., Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия
otvs_priem@mail.ru

Шадже Асиет Юсуфовна, д.филос.н., проф., Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия
shadzhe@maykop.ru

DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.5

ID статьи на сайте журнала: 954


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Киреева И. В., Куква Е. С., Шадже А. Ю. Брендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 41. С. 91-113.
DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.5. EDN: UNQHQB

Рубрика:

Российские регионы в условиях постглобализации

Аннотация

В статье анализируются идентификационные процессы российского общества в условиях современных геополитических и социокультурных вызовов. Обосновывается, что условиях неопределенности общество требует консолидации и единения на основе объединяющей концепции или модели. Цель статьи – обосновать возможности брендинга регионов как части региональной политики идентичности в укреплении общероссийской идентичности. Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, за основу взяты основные положения теории социального конструктивизма и концепция многоуровневой идентичности.

В качестве гипотезы предлагается предположение о том, что усиление региональной идентичности в российских регионах и основанный на ней брендинг регионов, способны не фрагментировать, а, напротив, укрепить российскую национальную идентичность. Проверка гипотезы осуществлялась с применением количественных и качественных методов.

Эмпирической базой исследования стали результаты массового онлайн-опроса жителей трех республик Северного Кавказа – Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, проведенного в октябре-ноябре 2023 г. (n = 1421). Его результаты дополнены данными экспертного опроса.

Полученные данные свидетельствуют об отсутствии сформированных брендов в исследуемых регионах, что подтверждают результаты репрезентативного опроса (низкий уровень (менее 20%) осведомленности жителей о соседних регионах) и экспертные мнения.

В то же время наблюдается последовательное движение в сторону признания потенциала брендинга в развитии регионов, который включает поиск ключевых образов-идей, конструируемых как снизу (населением республик), так и сверху (органами региональной власти совместно с бизнесом, СМИ и общественными организациями). Брендинг регионов, повышение их узнаваемости способствует укреплению не только региональной, но и российской национальной идентичности. Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что брендинг регионов является механизмом поддержания консолидации российского общества и его потенциал должен быть встроен в политику идентичности.

Ключевые слова

брендинг регионов, бренд, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская республика, Республика Дагестан, региональная идентичность, российская национальная идентичность

Литература

  1. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. «Портфель идентичностей» молодежи Юга России спустя 12 лет // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 76–87. DOI: 10.31857/S013216250019645-2; EDN: HEOCFJ.
  2. Аксенова О. В. Стратегия развития российских регионов: официальная версия // Власть. 2019. № 1. С. 9–17. DOI: 10.31171/vlast.v27i6.6813; EDN: KXCTXQ.
  3. Антонова Н. Л., Бусыгин А. Г. Идентичность как социальный феномен: теоретико-методологические основания социального конструктивизма // Теория и практика общественного развития. 2019. № 2(132). С. 12–16. DOI: 10.24158/tipor.2019.2.1; EDN: YWCEOT.
  4. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001.
  5. Визгалов Д. Брендинг города. М.: Ф-д «ИЭГ», 2011. 160 с. EDN: QONFRJ.
  6. Гаджалова Ф. А., Магомедов А. Д. Дагестанские гастрономические бренды (курзе, чуду, хинкал): названия, этнокультура, современное бытование // Вестник ДНЦ РАН. 2022. № 85. С. 23–29. DOI: 10.31029/vestdnc85/4; EDN: ZBWGCQ.
  7. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100–115. DOI: 10.17976/jpps/2018.05.09; EDN: YAEHZR.
  8. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. DOI: 10.31857/S013216250009460-9; EDN: IZTYSH.
  9. Дробижева Л. М., Рыжова С. В. Общероссийская идентичность в социологическом измерении // Вестник российской нации. 2021. № 1-2(77-78). С. 39–52. EDN: HAGVQK.
  10. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2012. 247 с. EDN: QOOAJB.
  11. Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения) / Под ред. М. К. Горшкова. М.: Весь Мир, 2022. 248 с. DOI: 10.55604/9785777709042.
  12. Кешева З.М. Бренды Кабардино-Балкарии в информационном пространстве как фактор социокультурной и экономической привлекательности региона // Вестник КБИГИ. 2020. № 2(45). С. 50–55. DOI: 10.31007/2306-5826-2020-2-45-50-55; EDN: QIQMQM.
  13. Котлер Ф., Асплунд К. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб., 2005. 376 с.
  14. Куек М. Г. Археологическое и художественное наследие Адыгеи: концепция развития этнокультурного бренда региона в мировом художественном пространстве // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб. науч. ст. по итогам межд. науч. форума. М.: Ин-т наследия, 2021. С. 117–127. EDN: JSCCCY.
  15. Митина Э. А., Калькова Н. Н., Ярош О. Б. Бренд-идентификаторы как инструмент территориального развития // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 1. С. 134–143. DOI: 10.15688/re.volsu.2020.1.12; EDN: HMDPAT.
  16. Назукина М. В. Структурные уровни региональной идентичности в современной России // Журнал «Регионология». 2011. № 4. URL:https://regionsar.ru/ru/node/809?ysclid=lqbeg86nr7235890814 (дата обращения: 25.12.2023).
  17. Назукина М. В., Тарасова Е. Ю. Опыт брендирования российских республик: вариативность институционализации этнокомпонента // Вестник Пермского ун-та. Политология. 2022. Т. 16. № 1. С. 40–48. DOI: 10.17072/2218-1067-2022-1-40-48; EDN: TYLVDM.
  18. Национальная идентичность в северокавказском обществе: поиски путей укрепления / Под общ. ред. А. Ю. Шадже и Е. С. Куквы. М.: РФО; Майкоп: АГУ, 2015. 192 с. EDN: TYYBDX.
  19. Прает Д. В. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии. М.: Азбука-Аттикус, 2012. 371 с.
  20. Рыжова С. В. Российская идентичность в региональном разнообразии: роль доверия // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 3. C. 13–31. DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.828; EDN: TPBYIX.
  21. Семененко И. С. Идеи, идеологии, идентичности: от дискурсов к дискурсивной силе // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: мат. Всеросс. конф. РАПН с междунар. участ. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, М. М. Мчедловой, Л. Н. Тимофеевой. М.: РУДН, 2023. С. 531–532.
  22. Симонян М. А. Национальный брендинг как основа конкурентной идентичности // Управление инновациями-2021: мат. междунар. науч.-практ. конф. Новочеркасск: НПИ им. М.И. Платова, 2021. С. 93–96. DOI: 10.34981/Lab-67.2021.innovconf.17-simonyan; EDN: YFNRJT.
  23. Тишков В. А. Нация наций: о подходах к пониманию России. М.: ИЭА РАН, 2023. 69 с. DOI: 10.33876/978-5-4211-0299-1/2023-12/1-69.
  24. Шадже А. Ю. Бренд региона в гуманитарном познании: некоторые методологические особенности // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 9. С. 125–129. EDN: TCNHZK.
  25. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. N. Y., 2007. 134 p.
  26. Dinnie K. Introduction to the Theory of City Branding // City Branding: Theory and Cases. N. Y., 2011. 239 p.
  27. Fan Y. Branding the nation: Towards a better understanding // Place Branding and Public Diplomacy, 2010. Vol. 6. P. 97–103. DOI: 10.1057/pb.2010.16.
  28. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / Ed. by S. Worchel, W. Austin. Chicago, 1986. P. 7–24.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 48, 2024
>> Архив журнала