«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Александром Михайловичем
Никулиным

(V поколение)


Никулин А.М. - окончил экономический факультет МГУ (1988 г.), кандидат экономических наук (1993 г.), магистратуру Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), (1996); директор Центра аграрных исследований РАНХиГС. Основные области исследования: аграрная социология, аграрная экономика, историческая социология, социология знания.Интервью состоялось: март – октябрь 2014 г.



Интервью с Александром Михайловичем Никулиным началось в 20-х числах марта 2014 года, т.е. семь месяцев назад. Мы были знакомы до начала нашей беседы, поэтому не было необходимости во взаимном представлении, начало интервью было продолжением – конечно, на новом уровне – разговоров, обмена информации, ведущихся несколько лет. Летом, в связи с полевыми исследованиям Александра в тех местах России, где Интернет работает нестабильно, режим диалога: «вопрос-ответ» было поддерживать сложно. Однако наше общение не прерывалось. Думаю, если собрать все письма, которыми мы обменялись за прошедшие месяцы, то сложится текст, по объему явно не уступающий объему публикуемого интервью.

Пятое поколение советских /российских социологов, к которому принадлежит Александр, - уже сейчас очень интересно для изучающих становление и развитие отечественной социологии, и навсегда останется притягательным для историков объектом анализа. Речь идет о социологах, родившиеся в период 1959-1970 гг.,  они прошли социализацию в советское время, но профессионально созревали в условиях перестройки и в постперестроечные времена. В частности, это отражается в значительном многообразии профессиональных судеб представителей данного сообщество, в предыдущих поколениях подобного многоцветия не было. Так, в группе из восьми представителей данной когорты, с которыми мне удалось побеседовать до Никулина, есть специалисты, зарекомендовавшие себя в области методологии социологии и прикладных исследований, есть полстеры и исследователи рынка, есть обладатели зарубежных научных степеней и «именные» профессора, есть первооткрыватели новых для российской социологии предметных областей и пионеры использования новых эмпирических технологий.

В моем понимании, исследования Александра Никулина, в их исторической и современной составляющих, - это пример эффективного синтеза многих интересных, методологических подходов, выработанных в области экономической социологии, понимания традиций русской истории и в целом бережного отношения к прошлому, а также его повышенного внимания к текстовой культуре.

В ходе интервью я заметил, обращаясь к Александру: «Похоже, к истории Вы прикипели в детстве, экономика – стала Вашей профессией, а через [БД: Андрея] Платонова Вы вошли в 1920-1930-е; его философия времени и стиль письма вполне могли этому способствовать. Возможно отсюда и возникла Ваша завороженность указанным периодом развития российской экономики». Вот его комментарий: «Да, пожалуй, Вы правы, когда простроили мою личностную эволюцию как: история – экономика – Платонов - 1920-1930-е… - остаток – Альтернативы! Я думаю, что наиболее честные, ответственные, профессиональные люди 1920-1930-х годов искали гуманистические альтернативы своему “веку катастроф”. Чаянов с коллегами искали альтернативы, Платонов искал альтернативы. Борьба за альтернативы свободного многовариантного развития человечества, - вот послание, идущее к нам из 1920-1930-х годов».

Эти слова Никулина многое проясняют в генезисе его аналитической, поисковой деятельности, но до многого еще надо докапываться. Я немного по-хорошему завидую тем, кто познакомится с Александром, через это интервью, а затем прочтет его книги и статьи. Тогда одна из важнейших целей этой беседы с ним будет достигнута.



   Текст интервью

к списку