«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Галиной Анатольевной Чередниченко

(IV поколение)


Чередниченко Г. А. – окончила географический факультет Московского государственного университета по специальности «эконом-географ» (1973 г.), кандидат философских наук (1980 г.), в 2015 году успешно защитила докторскую диссертацию по социологии; ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. Основные области научного интереса: социология образования, социология молодежи, методология и методика лонгитюдных сравнительных социологических исследований, методология и методика международных сравнительных социологических исследований, качественные методы в социологии, социологическое исследование изучения иностранного языка. Интервью состоялось: апрель-июль 2015 г.



Беседа с Галиной Анатольевной Чередниченко началось вскоре после успешной защиты ею докторской диссертации по социологии и смерти отца. Каждое из этих обстоятельств не способствует биографическому интервью. И я весьма благодарен Галине за ее согласие ответить на мои вопросы и за очень обстоятельный, с деталями, передающими дух соответствующего времени, рассказ о своей семье и учителях, о своем вхождении в социологию и проектах, в которых она участвовала, о направлениях своих исследований.

Её семья, каких много в России, в жизни которой отразились важнейшие события отечественной истории с середины XIX века до наших времен, поддерживала ее интересы к школьным предметам, искусству и культуре. Школа дала знания в области истории, литературы и математики, позволила хорошо изучить французский язык, культивировала в ребятах дух самореализации и оригинальности. В МГУ Галина училась на кафедре экономической географии зарубежных стран и, хотя далеко не все из предлагавшихся там предметов ей нравились, она оказалась готовой к работе в элитном Институте международного рабочего движения АН СССР. В команде высоко образованных обществоведов она чувствовала себя комфортно. Там в начале 70-х она стала работать в тесном сотрудничестве с социологами, исследования которых во многом определили лицо российской / советской социологии: Л.А. Гордоном, Э.Б. Клоповым и В.Н. Шубкиным. Владимир Николаевич на долгие годы стал ее руководителем и определил характер и направленность ее научных поисков: проблематика профессиональной ориентации молодежи. Именно в рамках этой тематики Галина Чередниченко во второй половине 1970-х готовила свою кандидатскую работу и в 1980 году защитила ее. В докторском исследовании она обобщила свои многолетние разработки.

Любовь к французскому возникла у Галины в 4-м классе, и Перестройка создала предпосылки для использования ею знания этого языка и для принципиального углубления, расширения ее профессиональных (социологических) знаний. В 1990 году, пройдя конкурс, она и еще шесть российских социологов получили стипендии Дидро для стажировки на полгода во Франции. Галина стажировалась в Париже в Доме наук о человеке, главным образом в Центре европейской социологии под руководством Пьера Бурдье и в других французских организациях по изучению молодежи.

В качестве объекта своего исследований она выбрала элитарную школу в Москве и два года обследовала учащихся спецшкол, интервьюировала директора, педагогов, родителей; собирала фактическую информацию по классным журналам. Развивая методологию Бурдье, ей удалось механизм социокультурного воспроизводства спецшкол и их внутреннюю иерархию в осуществлении этой функции.

Выше я стремился акцентировать уникальность вхождения Галины Чередниченко в социологию, обусловленную, в частности, ее работой под руководством двух выдающихся социологов: Владимира Шубкина и Пьера Бурдье. Вместе с тем ее принадлежность к IV поколению советских / российских социологов (к ним относятся те, кто родился в интервале 1947-1958 гг.) позволяет рассмотреть траекторию ее движения в пучке жизненных траекторий 31 представителя этой профессионально-возрастной когорты, с которыми уже проведены интервью. Оказывается, что среди 25 социологов IV поколения, входивших в науку в Москве и Петербурге, совмещение российского и зарубежного опыта – не редкость. Если для социологов первых трех поколений обучение, работа на западе были исключительными явлениями, то для социологов IV поколения это уже не казалось недостижимым.

И в целом, перестройка заметным образом повлияла на развитие этой страты нашего профессионального сообщества. Она пошла своим путем, во многом отличным от дорог, которыми шли их учителя. Так, по воспоминаниям Леонида Гордона, одной из причин его переключения с исследований рабочих Индии на изучение советской социологической тематики стало понимание им невозможности поездок в Индию.



   Текст интервью

к списку