«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Дарьей Владимировной
Димке

(VII поколение)


Димке Д. В., окончила Иркутский государственный университет, факультет филологии и журналистики (2004 г.), Иркутский государственный политехнический университет, факультет изобразительных искусств (2004), магистр антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (2006). Сотрудник исследовательского центра «Res Publica» Европейского университета в Санкт-Петербурге с 1 апреля 2013 года по настоящее время

Основные области научного интереса: История и социология советских педагогических практик, антропология советского детства, антропология городского пространства, антропология науки

Интервью состоялось: февраль 2015-февраль 2016 гг.



В силу разных обстоятельств беседа с Дарьей Димке оказалась одной из последних в серии проведенных мною, начиная с 2005 года, интервью с российскими социологами. Это позволяет, читая рассказанное ею, не только следить за развитием ее биографии, но постоянно соотносить траекторию ее жизни и процесс ее профессионализации с воспоминаниями большой группы (почти 140 человек) отечественных социологов разных поколений.

В развиваемой мною типологии советских/российских поколений социологов Дарья относится к младшему, седьмому, объединяющему тех, чьи годы рождения заключены в интервале 1983-1994. Специфика этой генерации наших коллег – очевидна. Первичная социализация старших из них проходила в СССР периода перестройки, а младших – уже в постсоветской России. Это поколение входило в социологию, когда она была признана в качестве самостоятельной науки, когда в стране складывалось социологическое образование. К этому времени их старшими коллегами было многое сделано в области теоретических, методологических и прикладных исследований.

Интервью с Дарьей Димке – одиннадцатое в серии бесед с представителями  седьмого поколения социологов. Среди них есть исследователи с богатым опытом научных разработок и значительным стажем педагогической деятельности, есть – обладатели российских и зарубежных научных степеней. Однако было бы преждевременным говорить о «лице» этой профессиональной когорты; она все же лишь формируется, и скорее всего у нее будет множество лиц.

Для меня седьмое поколение – своего рода «знаковое», оно – последнее, которое входило в науку при жизни наиболее известных социологов первого поколения. Безусловно, лишь немногие молодые, прежде всего – учившиеся в Москве или участвовавшие в крупных социологических форумах, напрямую контактировали с А.Б. Грушиным, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомысловым, И.С. Коном, Ю.А.Левадой, В.А. Ядовым, слушали их лекции. Но все равно, и со временем многие из них это осознают, они были частью «того» сообщества, вышли из «той» атмосферы. Пройдут годы... и как интересно будет их студентам узнать, что их профессор, преподаватель слышал выступления тех, кто создавал российскую социологию.  Так устанавливается связь времен, так складывается история науки и научного сообщества.

Дарья Димке мощно одарена общей жизненной энергетикой и особым пониманием мира, непосредственно наблюдаемого и узнаваемого ею из книг мира. Она эффективно все это синтезирует, потому, наверное, легко чувствует себя в разных средах, начиная с двух с отличием  законченных одновременно университетов и кончая (на данный момент, не вообще) исследованиями в социологии, антропологии, педагогике. Предметно-объектные аспекты ее исследований весьма многообразны: от мостовых разных городов, до забытой богом Мишелевки в Восточной Сибири. Мне думается, что в анализе этих кейсов Дарья базируется не только на современных социологических и антропологических достижениях, но и на нравственных императивах русской классической литературы. Подобная установка возникла, зародилась в ней еще в ранней юности, вспоминая о своей учительнице, она пишет: «... для того, чтобы подготовить меня к участию в олимпиадах по литературе, моя учительница давала мне читать книги по литературоведению из своей библиотеки. Библиотека у нее была потрясающая. Именно этим путем мне в руки попал трехтомник М.Л. Гаспарова, огромная книга, посвященная анализу русской поэзии серебряного века, Е.Г. Эткинда и много чего еще. Мне хотелось понять, как «сделана “Шинель”» и все остальное (а заодно что и как делают с читателем и друг с другом художественные тексты). Далее она отметила, что на филологическом факультете Иркутского госуниверситета она рассчитывала встретить людей, с которыми сможет все это обсудить. Ей повезло: она встретила их. И это не только слова Дарьи, некоторых из них я знаю. Я знаю, в каком ключе они работают.

Дарье уже многое удалось сделать и в концептуальном, и в прикладном отношении. Мне бы хотелось, чтобы она продолжила свой путь и вывела бы на эту дорогу своих будущих учеников.



   Текст интервью

к списку