«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Светланой Михайловной Моор

(IV поколение)


Моор С. М. – окончила экономический факультет Новосибирского электротехнического института связи по специальности «экономика и организация связи» (1974 г.), кандидат экономических наук (1985 г.), в 2000 году успешно защитила докторскую диссертацию по социологии; профессор социологии (2001 г.). Тюменский индустриальный университет, главный специалист отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Института дополнительного и дистанционного образования (с июля 1917 по настоящее время). Основные области научного интереса: экономическая социология, гендерология, управление персоналом, информационные технологии управления, Интернет-образование. Автор нескольких поэтических сборников. Интервью состоялось: май-август 2019 г.



Профессор Светлана Михайловна Моор принадлежит к IV поколению российских социологов, и вся ее профессиональная жизнь связана с Тюменью. Оба этих среза – поколенческий и географический – мне достаточно хорошо известны. Начав мои интервью с представителями IV когорты социологов в 2008 году, я к настоящему времени собрал значительное количество жизненных траекторий исследователей этой профессионально-возрастной общности. Беседа со Светланой Моор – 48-ая.   Так сложилась моя жизнь, что группа тюменских социологов – третья по численности, после московской и петербургской. В 2015 году на базе проведенных мною интервью была выпущена книга «Прошлое, настоящее и будущее тюменской социологии. Интервью с социологами разных поколений» [1], в которой были представлены 15 бесед. Таким образом, рассказанное Светланой Моор дополняет уже известное мне о IV когорте российских социологов и о динамике тюменской социологической школы. С другой стороны, в будущем представляется возможным рассмотреть ее биографию в контексте жизненных путей ее земляков и ее профессионально-возрастной группы и найти в ее жизни-творчестве уникальное, т.е. присущее только ей, и общее, характерное для групп, к которым она принадлежит.

Как обычно, в заголовок вынесена несколько сокращенная фраза из интервью: «Порой у меня появляется ощущение, что я прожила несколько жизней, абсолютно не связанных, или можно сказать пребывала в различных мирах…». Действительно, так оно и есть. Светлана родилась в поселке Гарь в приамурье, это - месторождение железной руды, содержащей уран. По климатическим условиям этот район приравнен к Северу. Ее родители приехали на «первое» открытие Гари, поскольку будет еще и второе… Отец - в качестве строителя, а мама - с маленьким братом. В школе она проявила интерес и способности к математике, побеждала на разного уровня олимпиадах, и после 8 класса у нее началась самостоятельная жизнь, она поступила в известную ФМШ – Новосибирскую физико-математическую школу-интернат № 165 (Академгородок, г. Новосибирск).

Потом был экономический факультет Новосибирского электротехнического института связи. В 1985 году она защитила кандидатскую диссертацию по экономике на тему «Экономико-статистическое исследование эффективности использования оборотных фондов региона», а через полтора десятилетия –защитила докторскую диссертацию по социологии: «Женщина как объект гендерных исследований (социально-экономические аспекты)». С. Моор накопила большой опыт преподавания экономических и социологических курсов, а в последние годы ею было много сделано в области распространения культуры использования Интернета в Тюменском регионе. Разве сказанное не разъяснение ее слов: «... прожила несколько жизней, абсолютно не связанных...»? Но надо еще добавить, что Светлана Моор под псевдонимом Вета Моор выпустила немало поэтических сборников...

Начиная публиковать тексты интервью в 2005 году, я всегда сопровождал их короткими вводными текстами, весьма скупыми, трафаретными в своем содержании. Но на рубеже 2014-2015 годов, когда количество проведенных интервью перевалило за 70, я объявил вводные тексты своей «зоной свободы», и наполняю их по собственному усмотрению. Один вариант – представление читателям моего собеседника, другой – описание той или иной особенности работы над интервью, третий – подчеркивание специфики нашего общения с респондентом и т.д. К настоящему моменту завершено без малого 190 интервью, соответственно, написано такое же количество «вводок», которые в совокупности составляют «толстую» брошюру. Возможно, когда-нибудь я постараюсь все собрать и проанализировать; ведь в серии коротких текстов одного автора может присутствовать некоторая скрытая даже для него «пружина», которая обнаружится (если она там есть) при изучении всего массива сообщений.

Завершенная беседа со Светланой Моор еще раз, но по-своему, высветила два аспекта осуществляемого мною полтора десятилетия Проекта.

Первый из них: хотя исследование по своим целям и задачам, предмету и объекту – историко-социологическое, оно одновременно и общеисторическое, или историко-культурологическое. Такая его окрашенность определяется прежде всего двумя сущностными характеристиками моего понимания биографии социолога. Сначала назову, что поколенческий подход к анализу истории российской социологии к настоящему времени включает наблюдение над семью поколениями социологов, родившихся, формировавшихся, вступивших в науку в разное время. Очевидно, что время, или обстоятельства макроистории, детерминировали личность ученого и специфику его поведения в науке. Таким образом, и конкретный ученый, и поколение исследователей становятся объектами историко-культурологического рассмотрения. А теперь отмечу такую специфику моего анализа творчества социолога, как «биографичность», постоянное стремление связать научную деятельность ученого с особенностями его биографии. Отсюда – почти всем респондентам задаваемый вопрос об их родительской семье, месте рождения и первичной социализации и пр.

Выше было кратко сказано о месте рождения и первичной социализации Светланы Моор, прямо скажу – весьма уникальный случай. Добавлю к этому ее очень непростую этничность: дедушка и бабушка по отцу – китаец и цыганка, соответственно. Другая родительская линия восходит к русской деревне.

Не отсюда ли ощущение нескольких прожитых жизней, стремление углубиться в себя?

Второй из аспектов: хотя обсуждаемый проект – исторический, т.е. исходно обращенный к прошлому-настоящему, постепенно он стал и футурологическим, т.е. предоставляющим информацию для стремления заглянуть в будущее. В методологическом плане такая окрашенность исследования задается феменологией поколенческого строения российского социологического сообщества, лежащего в основе анализа биографической информации. Очевидно, что «поколение» - темпоральное образование, и переход от одного поколения к другому – это процесс. Все начиналось с анализа первых четырех поколений, и я долго не переходил к интервьюированию представителей пятого, а затем – шестого и седьмого профессионального-возрастного сообщества. Но как только эти когорты социологов оказались в поле внимания, так сразу заявила о себе футурологические составляющие природы поколения и накопленной эмпирической информации. В ходе анализа все время ощущаешь присутствие вопроса: «А что дальше?».  Так что, один из заключительных вопросов беседы со Светланой Моор: «Это все хорошо, но, по твоему мнению, что ждет студентов-социологов после завершения образования?» - не случайный, он один из стержневых исследовательских вопросов Проекта. Ответ, полученный мною, не внушает исторического оптимизма.

У меня еще будет возможность задать этот или аналогичный вопрос двум экспертам в области российского социологического образования. Тогда и можно будет сделать вывод.


 

1.      Прошлое, настоящее и будущее тюменской социологии. Интервью с социологами разных поколений / Под ред. В. В.  Гаврилюк, Б. З. Докторова, Н. Г. Хайруллиной (Отв. ред.) — Тюмень: НГУ, 2015. http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=438.



   Текст интервью

к списку