«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Семеном Давыдовичем Резником

(III поколение)


Резник Семён Давыдович окончил Пензенский инж.-строит. институт (1964), доктор экономических наук (1989), профессор (1990). С 1993 г. возглавляет кафедру «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, Лауреат Премии правительства Российской Федерации в области образования (1999 г.), Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1998 г.), Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2008 г.), Член Союза журналистов СССР (1965 г.).



Интервью с С.Д. Резником – как теперь говорят – артефакт, его не должно было быть. Наша беседа началась 30 ноября 2019 года, но процесс интервьюирования советских / российских коллег в целом завершился за несколько месяцев до этого, когда общее число проведенных интервью приближалось к 200. Однако, пролистывая в буквальном смысле настольную книгу «Социологи России» и фиксируя взгляд на ровесниках, я прочел небольшую заметку  «Резник Семен Давыдович». Во-первых, весьма необычной мне показалась его судьба в социологии. Во-вторых, читая заметку, я вспомнил, что фамилия Резник встречалась мне в одном из ранее проведенных интервью. Вспомнилось, когда я прочел, что жизнь и работа С.Д. Резника «локализуются» в Пензе.

Открываю интервью с социологом Романом Абрамовым, проведенное в 2014-2015 гг. http://socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2015/abramov.pdf, и читаю: «Отдельно нужно сказать о событии, которое оказало определяющее влияние на мою дальнейшую биографию. В 1990 г. на волне экономических и педагогических инноваций при нашей школе было открыто любопытное обучающее учреждение с названием Школа Юных Менеджеров (ШЮМ). Его основателем был профессор Пензенского строительного института и специалист в сфере управления Семен Давыдович Резник». Иду дальше: «С. Д. Резника я считаю одним из тех немногих людей, которые поменяли очень многое в моей судьбе – он был тем, кто первым ввел меня в мир науки и её правил, и кто очень поддерживал меня на протяжении всего времени, пока я учился в вузе и до настоящего времени».

Все ясно... следует побеседовать. Нахожу в web-сети электронную почту С.Д. Резника, пишу ему предложение рассказать о себе, получаю согласие, благодарю и начинаем работать. Я посылаю ему вопросы, он отвечает на них и высылает мне. И вот интервью закончено.

То, с чем я встретился в биографии Резника, я давно называю  «феноменом Огилви» Речь идет о стиле работы Дэвида Огилви (David Ogilvy, 1911-1999), выдающегося американского рекламиста, автора многих успешных рекламных кампаний и широко известных книг по созданию рекламы.  Прежде, чем начать в Америке свой рекламный бизнес, он под руководством Джорджа Гэллапа занимался опросами, изучая тонкости восприятия потребителями рекламы. Потом он использовал результаты маркетинговых исследований (конечно, не только своих) в практике своей работы.

Аналогично, С.Д. Резник – одновременно менеджер и социолог - заказывал «себе» исследования, «сам» проводил их и «сам себе» писал отчеты и давал рекомендации. И руководствовался ими.

Что из этого следует? В такой практике содержится  ответ на вопрос, который постоянно обсуждается социологами и пользователями их результатов. При выполнении основных положений методологии и техники проведения прикладных социологических  исследований получаемые результаты могут быть полезными для практики.

Вот и одно из объяснений успешной менеджерской деятельности экономиста и социолога С.Д. Резника. 



   Текст интервью

к списку