«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



 

      Интервью с
Варварой Алексеевной
Бондаренко

(VII поколение)


Варвара В. А., 2015 году оканчивает бакалавриат социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; Университет Тампере, Школа социальных и гуманитарных наук, 01.08.2014 – 31.12.2014, Тампере, Финляндия. Основные области исследования: гендерные исследования, европейские исследования, практики чтения. Интервью состоялось 22-23 января 2014 г.  



Моя вводка к интервью с Михаилом Тарусиным, которое состоялось в мае-июле 2007 года, начинается такими словами: «Я не планировал интервьюировать Михаила Тарусина. Во-первых, в 2007 году я еще не начинал «электронных бесед» с представителями четвертого поколения российских социологов, да и вообще молод он был для обстоятельного разговора о сделанном» [1]. Просто так получилось, что кто-то из сотрудников Фонда «Общественное мнение» затеял интервью с ним для создававшегося журнала «Социальная реальность», однако что-то не заладилось, и мне предложили завершить ту беседу.

Михаил родился в 1958 году, значит на момент начала нашего разговора ему было около 50 лет, и я считал его слишком молодым для биографической беседы. Таковым было тогда мое понимание профессионально-возрастной стратификации нашего научного сообщество и видение лишь становящегося историко-науковедческого проекта. У меня не было тогда оснований думать, что «это надолго» и что через годы количество интервью достигнет сотни. Мое первое интервью было завершено и опубликовано в начале 2005 года, и в последующие два года к нему были добавлены еще девять. И самым молодым моим собеседником до Тарусина был Леонид Кесельман, который к тому моменту разменял шестой десяток.

Минуло почти восемь лет, и сейчас моя коллекция бесед с представителями 4-го поколения (родившиеся в интервале 1947-1958 гг.) советских / российских социологов выросла до 20 «штук»; интервью с ними давно стали обыденностью; к тому же старшие из этой когорты приближаются к семидесятилетию, а самые младшие уже перешагнули 55-ти летний порог.

Сегодня можно сказать, что ко мне весьма нескоро пришло понимание необходимости начать освоение новых профессионально-возрастных когорт. Лишь в начале февраля 2013 года стартовала моя первая беседа представительницей пятого поколения (родившиеся в интервале 1959-1970 гг.) красноярским социологом и религиоведом Людмилой Григорьевой, и через год (в феврале 2014 года) – я отправил первые вопросы интервью московской исследовательнице общественного мнения Ларисе Паутовой; она – первая из шестой когорты (родившиеся в интервале 1971-1982 гг.). Знакомство с социологами пятого и шестого поколения происходило легко, быстро, к концу 2014 года суммарное количество бесед с представителями двух этих групп приближалось к 30.

Но спускаться ниже по лестнице поколений мне явно не хотелось, в первом полугодии 2014 года я говорил о проблематичности того, что я вообще, и по крайней мере – в ближайшие годы, буду изучать седьмую когорту (родившиеся в интервале 1983-1994 гг.). Боялся исключительной неизвестности для меня этой общности, когда в начале 1994 года я уезжал из России, старшеньким было 10-11 лет, а самые младшенькие еще и не родились. Возраст социологов этой страты нашего сообщества сейчас варьирует в интервале от 20 лет до 31 года, и у меня было основания считать их «слишком» молодыми для беседы о прожитом и сделанном. Однако в конце августа я решился на такой шаг. Ибо я пришел к заключению, что смогу лучше понять жизнь, творчество российских социологов первых поколений, если узнаю механизмы, пути прихода в социологию их самых младших на настоящее время коллег и учеников.

Так, 25 августа 2014 года началась моя беседа с Евдокией Романовой (1990 г.р.), студенткой магистратуры Университета в Эль Пасо, Техас. В сентябре я приступил к интервью с Александром Кондаковым (1983 г.р.), в 2011 году он получил магистерскую степень с оценкой Magna cum laude в Международного института социологии права в Оньяти (Испания). Оба интервью завершились в конце года. Вскоре закончится еще одно интервью; моя собеседница обладает кандидатской степенью по социологии, присужденной ей Российским Государственным Гуманитарным Университетов в 2010 году накануне ее 25-летия.

Среди тех, кто 22 января 2015 года откликнулся на сообщение Александра Кондакова в Face Book о том, что он стал обладателем биографического интервью [2], мне показался интересным комментарий, автор которого – Varvara Bondarenko записала: «Безумно интересная биография!! Поздравляю с интервью!». Поскольку на ее странице указано, что она – бакалавр факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного университета, я отправил ей message о том, что хотел бы провести подобное интервью и с ней. Варвара сразу согласилась, и наша работа буквально «закипела». Интервью было в целом завершено 23 января, т.е на следующий день.

Что можно сказать о научной деятельности будущего бакалавра? Что она началась. Но рассказанное Варварой о себе, о своих школьных и студенческих годах позволяет предположить, что ее будущая исследовательская деятельность обещает быть успешной, плодотворной. Чего я ей искренне желаю.

Замечу, Александр Кондаков родился в 1983 году, Варвара Бондаренко – в 1994 году. Таким образом, их годы рождения располагаются на «полюсах» временного интервала, закрепленного за российскими социологами седьмого поколения.

1. Тарусин М.А.: «Мы формировались во времена отрицания» http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=128&ret=206&id=35

2.  Кондаков А.А.: «“Западная” академическая культура царила в классе» http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=128&ret=206&id=129



   Первое интервью 
     Второе интервью

к списку