«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Ларисой Николаевной
Федотовой

(III поколение)


Федотова Л. Н., окончила факультет журналистики МГУ (1966 г.), доктор социологических наук (1999), профессор кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ. Основные области научного интереса: массовые информационные процессы, реклама, связи с общественностью, общественное мнение.Интервью состоялось: май 2015 г.



Середина июня 2015 года, в моей коллекции интервью с советскими / российскими социологами уже 119 законченных интервью. Беседа с Ларисой Николаевной Федотовой, похоже, - последняя из начатых в этом цикле исследований. Во всяком случае, в течение ближайших нескольких месяцев не предполагается начинать новых интервью. Сейчас главное – завершение давно продолжающихся интервью и самый общий анализ, точнее – обзор собранной за одиннадцать лет информации.

В каждом новом законченном интервью я стараюсь увидеть либо подтверждение ранее полученных наблюдений, обобщений, либо сильные аргументы против сделанных ранее выводов. И я заметил, подобный обзор следует делать постоянно, по «горячим следам», ибо важные для понимания логики и организации настоящего историко-социологического проекта детали, «мелочи» быстро теряются в потоке постоянно растущего объема различного рода данных. Пока количество проведенных интервью оставалось небольшим (несколько десятков) и даже приближалось к полусотни,  мне казалось, что начинать обработку и исследование собранной информации преждевременно. Я, долгие годы работавший с большими выборками, допускал, что изучать собранные данные имеет смысл лишь тогда, когда количество проведенных бесед будет большим, скажем, приближаться к сотне. Но когда этот момент стал совсем близким, оказалось, что установка на проведение анализа «потом» неверна, ибо она генетически не ориентирована на выявление и фиксацию отдельных, уникальных случаев. При макроанализе цена подобных случаев невелика.

Приведу лишь два сюжета из интервью с Ларисой Федотовой, показывающих, насколько существенно рассказанное ею для восстановления истории отечественной социологии. Предпосылки такого рассказа – очевидны; она слушала известные лекции Ю.А. Левады, участвовала в легендарном Грушинском «Таганрогском проекте».

Уверен,  будущие историки становления опросов общественного мнения в СССР / России не пройдут мимо того факта, что именно за подписью Федотовой в январе 1971 года в «Комсомолке» вышла заметка о начале проведения первого Всесоюзного опроса  общественного мнения Центром исследования общественного мнения  (ЦИОМ)  под руководством Б.А.Грушина. Но Л.Федотова своим шутливым рассказом несколько снижает пафос факта. И  это вообще ее стиль.

Вот как это было:

Все было готово к январю 1971 г. И вот вспоминаю – на летучке было принято решение опубликовать в «Комсомольской правде» заметку  о начале Всесоюзного опроса (не в последнюю очередь, чтобы вместе с командировкой и удостоверением предъявить это сообщение центральной прессы). Текст писал сам Грушин. Встал вопрос, чьей фамилией подписывать. Помню, Грушин сказал: «Нужно, чтобы это был наш человек, но малоизвестный». Вот сейчас я только подумала, как он сказал: просто малоизвестный, или еще малоизвестный? (ну нет предела человеческому честолюбию!).

НА ВЕСАХ СОЦИОЛОГОВ - МИР МНЕНИЙ // Комсомольская правда, № 22 (14004), 1971, 27 января.

Существуют проблемы, которые вызывают в обществе особый интерес, а порой и особое беспокойство. В последнее время на страницах газет, в рабочих коллективах, в специальной литературе широко обсуждаются пути борьбы с пьянством. Высказываются раз­личные предположения о причинах, следствиях, мерах пресечения этого зла. Разрабатываются рекомендации по борьбе с злоупотреблением спиртными напитками.

А если обратиться к населению страны — что оно думает по этому поводу? Проведение подобных опросов — такова задача недавно созданного Центра изучения общественного мнения Института конкретных социальных исследований АН СССР. Сейчас Центр начинает свой первый всесоюзный зондаж по ряду актуальных социальных и экономических проблем.

Конечно, никто не может задаться целью опросить хотя бы по одной проблеме, задать хотя бы один вопрос всему взрослому многомиллионному населению страны. Да это и не нужно. Современные методы математики и статистики позволяют с достаточной точностью судить об общественном мнении по высказываниям соответствующим образом отобранных нескольких тысяч человек.

Диапазон включенных в первый опрос проблем достаточно широк: начиная от отношения населения к физкультуре и спорту и кончая спросом на грампластинки.

В разные точки Советского Союза разъезжаются интервьюеры Центра, чтобы после опроса различных групп населения страны получить данные, которые помогут заинтересованным ведомствам и организациям полнее учитывать мнения, запросы широких слоев трудящихся.

И подпись - Федотова Л.

Прошли годы, в стране происходили значительные перемены, в экономике развивались рыночные отношения, появилась реклама, возникла потребность в ее социологическом изучении. Лариса Федотова одной из первых среди российских университетских социологов занялась  этой новой  исследовательской проблематикой,  задумалась о том, как преподавать соответствующий курс. А как это было  - зарисовка Федотовой, из малого  родилось  многое:

«Одним словом,   я как раз эти факторы и изложила  и понесла  этот материал (я сделала нарезки  - три статьи)  В.Чурбанову.  Он  все это дело отверг, как я и думала, ему как раз нужна была критика, но поступил по-джентльменски, даже  гонорар заплатил (как же,  материал-то был написан…). И вот я иду с этим текстом, а мне нужно было по каким-то делам в  Левада-центр зайти (тогда он еще ВЦИОМом  назывался), а это буквально в пятистах метрах – журнал на Варварке, а ВЦИОМ на Никольской. Иду я по второму этажу, а там комната за комнатой, отдел Ослона, кабинет Левады, и в конце  комната – на дверях  табличка «Издательский Дом Гребенникова». По-моему, уже тогда так и называлось… Стучу: «Здравствуйте, вам не нужен текст про рекламу?». А это был сам Александр Николаевич Гребенников. Они как раз специализировались на литературе по  маркетингу, рекламе, впоследствии издавали профессиональные журналы, много переводной литературы… Как-то всерьез взялись за образование в этой области. С тех пор  это эталон качества  литературы  по этим темам.

И буквально  через пару дней работа пошла   в типографию под названием «Реклама в социальном пространстве: социологические эссе».

В настоящее время в российских социально-исторических исследованиях все большее значение приобретают концепции и методы микроанализа, логически и эмпирически поддерживающего «большую историю». Дискуссии о соотношении двух этих подходов к восстановлению прошлого продолжаются и не закончатся в обозримом будущем. Но я думаю, что рассказанное Ларисой Федотовой – это подарок, примиряющий сторонников микро и приверженцев макро. Это сильная иллюстрация справедливости известного утверждения Джованни Леви: «Микроистория - это “не разглядывание мелочей, а рассмотрение в подробностях”».

 



   Текст интервью

к списку