«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Еленой Юрьевной Рождественской

(V поколение)


Рождественская Е. Ю., окончила историко-философский факультет Латвийского государственного университета им. П. Стучки (1982 г.), доктор социологических наук (2013 г.), ведущий научный сотрудник, сектора исследования социальных изменений качественными методами ИС РАН; профессор департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.Основные области научного интереса: качественная социология, биографический метод, социология семьи и гендера, визуальная социология. Интервью состоялось: ноябрь 2014- май 2015 г.



Заканчивается первая половина июля 2015 года, в галерее респондентов - 120 фотографий, кроме того шесть интервью полностью закончены и вскоре будут размещены на сайте. Беседа с Еленой Юрьевной Рождественской закончилась два месяца назад, но организационно-технические обстоятельства не позволили до сих поместить его в веб-пространство. Замечу, это - не исключительный случай, а следствие непростой, многошаговой работы по переносу текста из рабочего состояния в публичное пространство. Дело в том, что практически одновременно завершается несколько интервью. 

К написанию этого текста сейчас меня подтолкнуло перечитывание моей долгой переписки с несколько дней назад скончавшимся Учителем всех поколений отечественной социологии Владимиром Александровичем Ядовым. Очень искреннее, по-ядовски открытое письмо от 14 февраля 2013 года начинается словами: «Дорогой Боря, решил набросать эти заметки в твой архив, прекрасно понимая, что ты непременно опубликуешь мои саморефлексии в своих текстах биографий наших коллег по цеху, не исключаю, на другой день после похорон бренных останков В.Я.». Я воспринимаю сказанное Ядовым как его завещание, и непременно в ближайшее время постараюсь опубликовать весь этот текст, но пока приведу лишь второе предложение письма: «Так что учти, что здесь есть момент самопрезентации, каковая, что я вычитал у Лены Рождественской есть “ситуативная идентификация” - невольное стремление показать себя определенным образом данному собеседнику. Коль скоро я это знаю, то постараюсь умерить названное стремление, хотя вряд ли удастся его преодолеть полностью».

По моему мнению, «соседство» положения о «ситуативной идентификации» с первой фразой Ядова, который глубоко понимал психологию человека и хорошо ориентировался в методологии биографических исследований, не случайно. Оно отражает точность фиксации и обозначения Рождественской некоего экстремального состояния человека, начинающего рассказ о прожитом.

В нашей беседе с Еленой мы не касались проблематики, обсуждение которой вывело бы нас на понятие  «ситуативной идентификации», и это обусловлено теми вопросами, которые я задавал ей.  О работе Рождественской по биографической тематике я узнал лишь в середине 2010-х годов, когда начинался мой историко-социологический проект. Сначала – из библиографических ссылок, потом подробнее – из интервью с ее коллегой Викторией Семеновой, проведенном в 2010 году. Естественно, прежде всего мои вопросы Елене касались ее семьи и процесса ее вхождения в социологию, в частности обстоятельств ее обращения к методологии и инструментарию биографического анализа в социологии. Рассказанное Еленой, одной из пионеров использовании биографических методов в российской социологами  – крайне ценно для понимания процесса освоения соответствующей методологии и инструментария в отечественной науке. 

Поскольку данный историко-социологический проект в своей методологии и технологии базируется на глубинных биографических интервью, постольку для меня беседа с Еленой Рождественской стала и своеобразной школой в области биографики. Использующие биографические методы согласятся со мною в том, что это очень сложная, многошаговая технология, пронизанная массой тончайших социально-психологических нюансов. Поэтому все положения и наблюдения, которыми Елена поделилась со мною, в разной мере значимы для меня. И все же, центральным для меня является заключение о том, что «биографическое исследование отличается тем, что интересуется носителем биографии в его сингулярности, что не закрывает перспектив коллективного опыта в коллекции биографий».  Мне легко согласится с этим положением, более того, оно как бы актуализирует мое стремление к расширению изучения коллективного опыта при анализе биографий. Ведь прорывы в науке совершаются единицами, а история творится поколениями. История не может быть малолюдной, она предстает перед нами как процесс зарождения и смены поколений.

Поясню сказанное примером. Рождественская высоко оценивает опыт своей работы под патронажем Даниэля Берто, но сожалеет о том, что не смогла посетить семинары Пьера Бурдье. О работе в школе последнего интересно написала Галина Чередниченко. Также Елена замечает, что группа молодых социологов обучалась в  Уорвикском университете в Великобритании у профессора Саймона Кларка. Среди тех, с кем в ближайшие годы были проведены интервью, есть несколько человек, прошедших эту школу, назову их: Владимир Ильин, Михаил Масловский, Павел Романов, Ирина Тартаковская, Елена Ярская-Смирнова. Обобщение рассказанного всеми этими социологами дает достаточно полную картину освоения российскими социологами достижений современной Западной социологии. Это стало возможным в годы Перестройки и первые постперестроечные годы, и теперь мы видим следствия того нового для отечественной социологии сотрудничества с зарубежными исследователями.

Это – один из факторов изменения российской социология в прошедшие 10-15 лет.  И его прямое действие будет наблюдаться достаточно долго, потому что сейчас все эти ученые активны в исследованиях и передаче своего опыта следующим поколениям социологов.



   Текст интервью

к списку