«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Ниной Анатольевной Селиверстовой

(V поколение)


Селиверстова Н.А. –  окончила Ташкентский государственный университет, факультет русской филологии (1986 год), доктор социологических наук (2004 г.), профессор (2010 г.), Московский гуманитарный университет, профессор кафедры социологии.  Основные области научного интереса: социология культуры, социология молодежи, социология образования, методы социологического исследования. Интервью состоялось: март – июль 2017 г.



В предложенной мною в 2007 году профессионально-возрастной стратификации нашего социологического сообщества сразу было выделено семь поколений, но на протяжении длительно времени, до 2013 года, эмпирически изучались лишь первые четыре поколения. Все следующие – долго казались мне «слишком» молодыми для изучения их биографий и расспросов о развитии социологии. Объяснить это можно многим, в том числе – организацией моего проекта, но, все же, как я уверен сейчас, главное было в плоском, близоруком понимании процесса развития нашей социологии. Если кратко, то мое видение истории было недостаточно процессуальным, н е понимал со всею ясностью, что ее движение никогда не прекращается.

Поясню сказанное. Мои онлайновые интервью с российскими социологами начались в 2005 году; то были беседы с представителями двух первых генераций, т.е. учеными, родившимися до 1934 года; младшим из них в тот момент было 70 лет. Такой выбор исследовательской стратегии был сделан сознательно. Во-первых, эти ученые были активными участниками всех процессов становления послевоенной отечественной социологии, во-вторых, я торопился пообщаться с ними, понимая, что позже с многими пионерами я не смогу побеседовать... так оно и оказалось.

Пятое поколение – в моей классификации – это те, кто родился в интервале между 1959 – 1970 годами. На старте моего проекта старшим представителям этой когорты было 45 лет, младшим – 32 года, и сейчас я отчетливо понимаю, что все они уже тогда были ценными информантами для историко-социологических построений. Сейчас именно в этом возрастном диапазоне находится шестое поколение, представителей которого я настоятельно интервьюирую. Убежден, что и их биографии, рассказы о вхождении в науку, воспоминания об их учителях, наставниках крайне важны для изучения прошлого советской/российской социологии. Более того, не менее содержательны даже интервью с социологами седьмого поколения. И крайне важно обратить внимание на тот факт, что изучение пятого-седьмого поколений уже заложило богатые предпосылки для исследования динамики строения нашего профессионального сообщества не только на макроуровне – все поколения в целом или отдельные поколения, но и на микроуровне – т.е. биографии конкретных социологов.

Беседа с профессором Московского гуманитарного университета Ниной Анатольевной Селиверстовой является 23-м интервью с представителями пятого поколения советских / российских социологов. Мне думается, что даже, если из текста убрать годы важнейших событий в жизни Нины Селиверстовой, все равно и по самому набору событий, и по их упорядоченности можно было бы прочесть, «вычислить» к какой когорте принадлежит рассказчик. Читайте, и вы согласитесь со мной.

Важнейшие события в жизни большинства социологов старших поколений проистекали еще в СССР или в годы начала перестроечных трансформаций. Сознательная, тем более – профессиональная жизнь социологов шестой и седьмой страты разворачивалась после перестройки и распада Союза, они - «чисто» российские социологи.

В 1991 году, когда завершился Путч и было подписано Беловежское соглашение, младшим из социологов пятого поколения было 20 лет, а старшим – 31-32 года, т.е это исследователи, чья первичная социализация, а для многих и процесс выбора и приобретения профессии, более того – начало профессиональной работы происходило в последние годы существования СССР, тогда как большая, для многих – преобладающая часть работы по профессии – уже в новой России.

Подобно многим представителям рассматриваемого поколения, Нина Селиверстова успешно ответила на вызовы нового времени и на императивы новой социологии. Ею, равно как и другими социологами пятого поколения, уже многое сделано, и они готовы к решению более сложных задач. Но, к сожалению, ее взгляд в ближайшее будущее далеко не оптимистический. Она справедливо считает, что за последние годы многому научилась и многое переоценила. И завершает нашу беседу такими словами: «Несмотря на присущий мне оптимизм, в ближайшие годы  не жду позитивных  изменений в сфере образования. Что касается, планирования, то это сложно делать в нынешних обстоятельствах».

Похоже, сказанное распространяется и на значительную часть представителей других поколений, которые задумываются о характере и содержании своих будущих научных и преподавательских планов.



   Текст интервью

к списку