«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Ольгой Алексанровной
Волковой

(VI поколение)


Волкова О. А.  окончила филологический факультет (1994) и психологический факультет (1996) Балашовского педагогического института; доктор социологических наук  (2007 г.); профессор кафедры социальной работы (СГУ), заведующая кафедрой социальной работы (БелГУ). Основные области исследования: теория и методология социологии, профессиональная идентичность, социология социальной работы, психология социальной работы. Интервью состоялось: сентябрь-ноябрь 2014 г.



...конец ноября 2014 года. Около десяти месяцев назад, 5 февраля 2014 года, я отправил первый вопрос интервью Ларисе Паутовой, доктору социологических наук, много и успешно работающей в области исследований общественного мнения. Так началось мое изучение шестого поколения советских/российских социологов, тех, кто родился в интервале между 1971 и 1982 годами. Старшим из них на момент завершения текущего года будет 43 года, младшим – 32. Все они родились еще в СССР, но в социологию входили (некоторые еще лишь войдут) в России. Они – первое поколение собственно российских социологов.

Беседа с Л. Паутовой показала мне важность целенаправленного изучения этой новой профессионально-возрастной когорты, представители которой еще 40-50 лет будут находиться «в строю». Во-первых, открывается возможность уже сейчас немного заглянуть в будущее и представить, кем будет создаваться, развиваться наша наука в первой половине XXI века и кто будет учить социологов середины и второй половины нынешнего столетия. Особенностями развития поствоенной российской социологии этой генерации отведена особая роль – путем личного общения соединить ученых первых поколений советской социологии с теми, кто будет знать их имена лишь по учебникам.

Во-вторых, анализ биографий и траекторий вхождения в науку социологов шестого поколения открывает новые перспективы для изучения процессов становления нашего профессионального сообщества, изменений методологии социологии и исследовательской проблематики. В частности, просматривается новая историко-социологическая и науковедческая проблема – многоаспектное сопоставление первого и шестого поколений. Для этого есть весомые основания. Старшие сделали очень много. Они содействовали «второму рождению» социологии в России, положили начало освоению Западного теоретического и инструментального опыта и добились признания социологии в качестве самостоятельной науки. Перед младшими стоит задача равной трудности – осуществить прорыв «в обратную сторону». Изучить сделанное советскими социологами и понять, что из этого багажа может представить интерес для международного социологического сообщества, объединяющего страны с разной социально-политической организацией и разными культурными особенностями.

Но потребуется время для осознания подобной миссии. Пока же представители шестого поколения, что закономерно, решают проблемы собственной профессиональной идентификации, ищут свое место в научном мире. Стартовые позиции Ольги Александровны Волковой были весьма скромными, она училась в единственной в селе школе, в которой работали ее родители. Понимание ею этого и стремление к расширению окружающего мира естественно были связаны с использованием ресурсов большого города. И она решительно двигалась в этом направлении.

Закончила школу в 1989 году, поступила в Балашовский педагогический институт, на первом курсе вышла замуж и родила дочку. Получила специальность «филология» и сразу же – второе высшее образование, «практическая психология». Ее пригласили на кафедру социальной работы, и одновременно она училась в аспирантуре Саратовского государственного университета. В 29 защитила диссертацию по педагогике, осуществив комплексное исследование проблем профессионального самоопределения. Выиграла несколько конкурсов на право обучения на престижных курсах Москвы, Петербурга, Казани, Харькова, а затем стала докторантом факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. На первой встрече заведующий кафедрой, профессор А.О. Бороноев заметил: «Вот, теперь и комсомольцы начинают защищать докторские!», в 36 лет она защитила докторскую диссертацию. Теперь она совершенствует свой немецкий и английский, чтобы лучше знать достижения западных исследователей и менеджеров социальных программ.

Биография Ольги Волковой дает нам одну из моделей вхождения в социологию людей, развивающихся самостоятельно, вне сложившихся научных центров. От них можно многого ожидать, но надо понимать, что им очень трудно.



   Текст интервью

к списку