«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Нурсафой Гафуровной Хайруллиной

(V поколение)


Хайруллина Н.Г., окончила экономический факультет Тюменского государственного нефтегазового университета (1988 г.); доктор социологических наук (2001 г.); профессор кафедры социологии Тюменского государственного нефтегазового университета. Основные области научного интереса: этносоциология, культура, менеджмент. Интервью состоялось: сентябрь 2014-январь 2015 г.



Середина марта 2015 года, счет проведенных за десять лет интервью с советскими / российскими социологами перевалил за 100; аналогичное относится и к количеству вводных текстов. Когда-то эти «вводки» были короткими и одномерными: несколько слов, представлявших моего собеседника. Но, начиная с конца 2014 года, когда акуализировалась проблема подведения итогов многолетнего исследования прошлого-настоящего российской социологии и явно обозначился вопрос о продолжении научных поисков, мне показалось оправданным различные аспекты этих тем рассматривать во вводных текстах. Таким образом, их содержание стало более богатым, а объем – более значительным.

Прежде всего, отмечу, еще не зная, как долго я буду заниматься интервьюированием моих коллег и анализом полученной информации, я начал достаточно часто «смотреть назад», подводить итоги сделанного. Сначала была статья «Биографии для истории», написанная в 2006 году; в ней был отражен опыт первых двух лет работы по данному проекту[1]. Через полгода эта тема обсуждалась в диалоге с Ларисой Козловой, озаглавленном «Захочет ли граф Калиостро посетить моих героев?»[2].

В первом выпуске журнала «Телескоп» за 2009 год подводились итоги четырехлетних теоретических и эмпирических разработок[3], и опять моим слушателем и критиком была Л. Козлова. Летом 2011 года появилась возможность рассмотреть сделанное за семь лет и попытаться заглянуть в недалекое будущее [4]. Прошло еще три годы, и в новом обмене мнениями через океан с Ларисой Козловой, состоявшемся летом 2014 года, обсуждалось сделанное за десять лет [5]. Столь частое суммирование методических и содержательных трендов обосновано множеством обстоятельств, и одно из главных – осознание возможности потери или серьезного отклонения от генерального курса исследования.

Последняя сверка сделанного за весь период проведения интервью и разработки методологии историко-социологического анализа кратко была осуществлена в конце первой десятидневки февраля текущего года, на пороге завершения сотой беседы [6].

И здесь следует  подчеркнуть, что увеличение числа интервью – это не просто рост массы биографической информации, это изменение ее масштабности и, как следствие, возникновение новых направлений анализа коллекции данных. Содержание интервью с тюменским профессором социологии Нурсафой Гафуровной Хайруллиной подтверждает сказанное. В уже ставшие далекими годы становления исследования опрошенных социологов было мало, большинство из них принадлежало к первым двум поколениям и работало в Москве и Петербурге. Поэтому фактически можно было вести лишь личностный анализ, т.е. выявлять пути, которыми философы, экономисты, историки, математики приходили в социологию, как они осваивали язык, понятия, методы новой науки.

Рассказанное Нурсафой Хайруллиной можно и нужно исследовать в личностном ключе (более сотни человек), но к тому же есть возможности для рассмотрения этой информации в поколенческом и географическом направлениях.

Хайруллина принадлежит к пятому поколению отечественных социологов (те, кто родился в промежутке между 1959 и 1970 годами), но кроме нее к этой когорте принадлежит 13 человек, так что имеются предпосылки для проведения внутрипоколенного анализа. Более того, траекторию ее профессиональной жизни можно сделать и объектом межпоколенного изучения.

Безусловно, сказанное распространяется не только на материалы интервью с Хайруллиной, но на всё, что было собрано ранее и будет получено позже, многое в таком типе исследования, каковым является данный проект, конституируется постепенно. Многое делается не на основе ранее выдвинутых гипотез, поставленных задач, а в ответ на «голос» эмпирического материала. Пока количество проведенных интервью было небольшим, «голос» материала был слабым. Однако в какой-то момент он становится слышен, и на него нельзя не реагировать.

Интервью с социологами Тюмени начались давно, так, беседа с Юлией Беспаловой состоялась на рубеже 2010-1011 годов. Но потом образовалась пауза. Следующее интервью – с Людмилой Лебедевой – состоялось в мае – сентябре 2014 г.  Зато в конце 2014 – начале 2015 годов одно за другим были проведены интервью еще с шестью тюменскими социологами. Таким образом, беседа с Нурсафой Хайруллиной – девятая с исследователями этого города. И если еще полгода назад не могло возникнуть замысла изучения тюменских социологов как некоей самостоятельной общности, однако теперь такая задача может быть поставлена.

Это будет локальный пространственный, географический уровень анализа. Но если заметить, что к настоящему времени завершено шесть интервью с социологами Екатеринбурга, то можно переходить уже к региональному географическому разрезу: Урал и Западная Сибирь. Можно идти и дальше; в моей коллекции есть беседы с социологами Красноярска, Иркутска, Хабаровска и Комсомольска-на Амуре. Так стал просматриваться еще один пространственный пласт – Азиатская часть России. Наличие значительного массива информации с социологами Москвы (свыше 40 человек) и Петербурга (более 30) – позволяет обстоятельно изучить социологов этих городов; в будущем интересным может оказаться сопоставление столичной и региональной социологических сред.

Нурсафа Хайруллина не скрывает возраст, она пишет, что родилась 1 мая 1965 года. Так что это интервью – своего рода суммация прожитого и рассказ о сделанном за полвека. И итог этот весьма оптимистичный: «Вот уже 25 лет я имею уникальную возможность совмещать два любимых дела – заниматься социологией и преподавательской деятельностью, причем они дополняют друг друга, позволяя мне постоянно развиваться, расти, совершенствоваться и самореализовываться. В этом отношении я счастливый человек».

Излагать всю траекторию жизни Нурсафы нет смысла (все есть в интервью), но её начало обозначу. Тюмень, простая татарская семья, отец – строитель (он рано умер), мать воспитывает трех девочек; теперь – короткий фрагмент интервью: «Мы росли без отца, мама изо всех сил старалась, чтобы мы жили не хуже других. В детстве социальная несправедливость воспринималась мною особенно остро. Я стеснялась, что у меня нет отца, стеснялась, что татарка, стеснялась питаться бесплатно в школе, и поэтому отказалась от такого питания. А когда не поступила в техникум (диктант нам даже не показали), не вернулась в школу (опять постеснялась), а поступила в Торгово-экономическое училище, которое закончила с отличием, и поступила в Тюменский индустриальный институт на инженерно-экономический факультет (профильный по моему образованию), сдав один экзамен на пятерку и набрав максимальное количество баллов. Забегу вперед, я вернулась спустя 25 лет в структурное подразделение ТюмГНГУ - Торгово-экономический колледж (бывшее Торгово-экономическое училище), став его директором».

К 36 годам Нурсафа Хайруллина – в детстве стеснительная, но не робкая, девушка – закончила  Тюменский государственный нефтегазовый университет (тогда он был Институтом) и стала доктором социологических наук. Вскоре она – профессор, проректор.

В биографии Нурсафы Хайруллиной очень интересно соотносятся личностное, начиная от предбиографии, поколенческое и географическое. И итог – высокий уровень биографичности ее социологического творчества.

 

 

1. Докторов Б. Биографии для истории // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2007. № 1. С. 10–22 http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_1/article_content1213796252400955file.pdf.

2. Докторов Б., Козлова Л. Захочет ли граф Калиостро посетить моих героев? http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives/Comments/doktorov_kozlova.html.

3. Докторов Б., Козлова Л. «Телескоп» смотрит в прошлое. Беседа об изучении истории современной российской социологии // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2009. № 1. С. 2 – 15 < http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_1/article_content12357255464727file.pdf .

4. Докторов Б. К семилетию рубрики «Современная история российской социологии» // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2011. № 5. С.2-10. http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_2/article_content1356939805257404file.pdf

5. Историко-биографическое исследование российской социологии: к десятилетию проекта. Б. Докторов отвечает на вопросы Л. Козловой // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2014. № 4. С. 19-28. http://www.cogita.ru/cogita/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/10-let-2013-unikalnomu-proektu-istoriya-sovremennoi-rossiiskoi-sociologii-v-licah

6. Докторов Б. 100 биографических интервью с коллегами-социологами http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/sovetskaya-rossiiskaya-sociologiya-bolshoi-portret

 

 



   Текст интервью

к списку