«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Борис Григорьевич Кузнецов


Кузнецов Б.Г. (1903-1984) – доктор экономических наук, профессор, советский историк, философ науки. Его главные работы касаются истории развития физики в XVII –XX вв, его работы последних лет можно отнести к социологии науки. Кузнецовым многое сделано для популяризации истории науки, физики, биографий классиков фундаментальной науки.   



В далекие 30-е Г.М. Кржижановский, с которым Борис Григорьевич Кузнецов (1903-1984) обдуждал проблемы развития энергетики, работал в молодости, назвал его «котом, который ходит сам по себе». Так это было в те годы, так – в последующие годы жизни Кузнецова. В своем творчестве, да и повседневной реальности он был не таким, как все. И весьма особо просматривается его положение в советской / российской социологии.

Б.Г. Кузнецов не работал в социологических институциях, не участвовал в работе тех или иных исследовательских комитетов Советской социологической ассоциации, он находился вне сообщества социологов. Методология и методы, которые он развивал и которые успешно применял, наверное, можно было бы тогда классифицировать как разновидность «мягкой», «феноменологической» социологии, были известны советским ученым, но в целом отношение к ним было критичным, настороженным. Биографический методы назывались в обойме других приемов социологии, но, если и использовались, то либо в целях иллюстрации, либо для создания информационной базы последующего «жесткого» анализа.

Перестройка кардинально изменила лицо российской социологии. Произошел переход к полипарадигмальной методологии, активизировалось (возможно даже существовал некий бум) использование качественных методов, возросло внимание к биографическому анализу на личностном и массовом уровнях, усилился интерес к историко-биографическим исследованиям и к изучению природы научного знания, обострилась тяга к овладению опытом и выводами эпистемологии и т.д. Все это позволяет предположить, что уже в ближайшие годы творчество Кузнецова и ряда других российских историков и философов социологи, а также социологов истории привлечет внимание отечественных социологов.

Таким образом, не возникает задачи определения принадлежности Б. Г. Кузнецова к тому или иному поколению социологов, но есть проблема изучения, осмысления его наследия. Можно допустить, что по мере развития российской социологии, изменения ее предметно-объектных горизонтов и методического арсенала подобная ситуация будет возникать и применительно к творческому наследию других ученых, успешно работавших в смежных с социологией науках.

Настоящий текст построен по материалам моей небольшой онлайновой книги: «Все это вместила одна жизнь. Б.Г. Кузнецов: историк, философ и социолог науки» [1]. Отобраны четыре параграфа, позволяющие показать процесс движения Кузнецова к той исследовательской методологии и тому направлению анализа развития науки, которые позволяют назвать его социологом науки.



   Текст статьи

к списку