«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Интервью с
Леокадия Михайловна Дробижева

(II поколение)


Дробижева Л. М. –  один из ведущих в стране специалистов в области этносоциологии. Окончила МГУ (1956). Доктор исторических наук (1982), профессор(1986).В 2000-2005 гг. – директор Института социологии РАН (Москва), с 2006 г. – главный научный сотрудник, руководитель Центра исследований межнациональных отношений.



Интервью с Леокадией Михайловной Дробижевой началось 28 января 2014 года и продвигалось очень быстро. Мне нравилось работать, общаться с ней, короткие, но очень содержательные ответы и очень доброжелательный тон. К тому же, редкостная обязательность в переписке. Но 24 марта наша дружеская беседа затормозилась, казалось – временно. Однако это «временное» затянулось и завершилось лишь в через пять с половиной лет.

Сейчас, когда процесс интервьюирования близок к окончанию, я начал просматривать незавершенные интервью и перечитал написанное Леокадией Михайловной. Оказывается, мы успели поговорить об очень важном – ее детстве-юности-учении, о ее вхождении в социологию.

И вот, 19 августа я написал ей такое письмо: «Дорогая Леокадия, ох, несколько затянулась пауза в нашей переписке… в силу ряда обстоятельств я принял кардинальное решение в моей жизни… в этом году исполняется 15 лет (!) моего интервьюирования российских социологов <…> пора анализировать. Понимаю, что нам не завершить нашу работу (а вдруг?), но не выбрасывать же сделанное в мусор. Не по-человечески это, и совсем не по-американски… а можно я размещу текст в моей коллекции… напишу, что работа не завершена, но представляет определенный историко-социологический интерес … но это ведь верно! Согласны ли с моим решением? Уважающий Вас, Борис».

И, как будто и не было долгого перерыва, на следующий день пришел ответ: «Добрый день,  Борис! Конечно можно. Сожалею, что не смогла продолжить переписку. Но поезд ушел. Можете еще дать отсылку на мою статью в «Социологическом журнале» 2018, № 6. Она была в какой-то  мере стимулирована Вашими вопросами  и содержит ответы на некоторые из них. Всего доброго Леокадия».

На душе полегчало, конечно, «поезд ушел». Однако все же мне показалось обоснованным задать Леокадии Михайловне вопрос о ее муже, рано умершем, но многое успевшем сделать, историке Владимире Зиновьевиче Дробижеве (1931-1989), который оказал большое влияние на ее становление как исследователя. Вот ее ответ:

«Добрый день, Борис! Прочитала текст, который уже у Вас есть Не знаю , что важно добавить. Если про Владимира Дробижева, то  для меня всегда было примером его общение с его студентами, аспирантами. Редко, когда в неделю к нам никто из них не заходил и после профессиональных советов вместе пили чай,  а кого-то надо было и просто накормить. Но главное, что потом разговаривали на  волнующие  темы. В советское время это было обсуждение каких то исторических  событий и нравственного поведения людей в то время. Ну а с конца 80-х – бурные дебаты о том, что  и как надо пересматривать в истории, как относиться к  событиям в республиках. У Володи было немало  учеников из Азербайджана, Армении, из среднеазиатских республик, и у меня там были коллеги, друзья. Володя был знаком и общался с Майклом Левиным, Шилой Фицпатрик - учеными, которые занимались историей СССР и приезжали к нам из США, Великобритании. Их взгляд на нашу историю тоже обсуждали, чтобы  понять события. Исторический аргумент ведь тогда  был источником  противоречий в событиях, связанных с Карабахом, с событиями в Прибалтийских республиках, да практически везде – в  Молдавии, на Украине, у нас  в  республиках  России.

Из событий, связанных с Володей, вспомнилось еще то, что он был в дружбе с Севой  Шкаратаном. И приезжая в Москву, он всегда заходил к нам. Это были  очень интересные беседы».

И снова в таком небольшом тексте есть и время, поведение людей, и профессиональные, дружественные связи. Очень густой текст, он – для медленного чтения.

Конечно, я прочитал статью Л.М. Дробижевой в «Социологическом журнале» (2018, №6) и там же (2013, №1) ее биографическое интервью, послушал-помотрел видео https://www.youtube.com/watch?v=AMkZl7rwLZ8, в котором она рассказывает о своей деятельности на посту директора Института социологии РАН в 2000-2005 гг. Это интереснейший материал о ее жизни и деятельности, тем не менее сказанное там никак не заменяет рассказанного Леокадией Михайловной в нашей короткой беседе. Еще раз подтверждается положение о том, что в историко-биографическом исследовании жизнь человека складывается как мозаичное панно, в котором в определенных случаях, при определенном освещении, может заиграть и стать главным каждый, даже самый маленький камушек, кусочек смальты.



   Текст интервью

к списку