«Борис Докторов.
Биографические интервью с коллегами-социологами



      Константин Константинович Кузьминский


Кузьминский К. К. (1940-2015) – учился на биолого-почвенном факультете Ленинградского университета и на отделении театроведения Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. С середины 1960-х гг. принимал самое активное участие в неофициальной литературной жизни Ленинграда, со Фундаментальный труд Кузьминского 9-томная «Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны» это обширное собрание поэзии самиздата 1950-1980-х гг., снабженное его комментариями.



Чуднó складываются длинные цепочки событий в жизни. Свыше полувека назад моя сестра в студенческие годы работала экскурсоводом в Ленинградской Александро-Невской Лавре, тогда она и ее муж – художник Аскольд Кузьминский рассказывали мне о странном человеке, тоже работавшем в Лавре – Константине Кузьминском. Запомнить фамилию мне было легко, Аскольд и Константин были однофамильцами, эту же фамилию носила и моя сестра. Прошли годы, и мой коллега и друг, социолог Валерий Голофаст спросил меня в очередном мейле знал ли я Константина Кузьминского. Оказывается, до поступления на филологический факультет ЛГУ Голофаст несколько лет отдал поэзии, входил в немалое число ленинградских андеграундных поэтов и дружил с Кузьминским.  Через три года после смерти Валерия я решил написать статью о нем, перечитал его письмо об увлечении поэзии и знакомстве с Константином Кузьминским и увидел в литературном творчестве Голофаста истоки стиля его социологического письма. Обратился к антологии Константина Кузьминского о российской андеграундной поэзии, прочел в ней некоторые воспоминания о Голофасте. Так в 2007 году я «открыл» для себя творчество ККК (Константина Константиновича Кузьминского). В 2007 году мой историко-социологический проект лишь начинался, я не знал, даже не мог подумать о том, как он будет развиваться, в какой мере и на сколько лет я погружусь в него.

Но так случилось, что он стал самым масштабным и продолжительным в моей социологической деятельности, и его ядром, можно сказать - «визитной карточкой» стала коллекция биографических интервью с советсткими / российскими социологами.  Одновременно я не забывал антологию Кузьминского и бродил в том мире. В ней – не просто стихи поэтов моего поколения, в ней – отражение проблем, которые волновали нас в 1960-е – 1970-е, в ней – мой город, его знаковые места, ритмы нашего бытия. И вот, повидимому, год назад у меня возникла мысль о близости того, что было сделано ККК применительно к сообществу отвергаемых обществом поэтов и делается мною при анализе отечественной социологии. Тогда и возник замысел изучить биографию Кузьминского и труд его жизни.

Первые небольшие тексты размещались в 2019 году в FaceBook и на других порталах, и в середине апреля 2020 года при поддержке Евгения Берковича, создателя и главного редактора сетевого журнала «Семь искусств» http://7i.7iskusstv.com, в этом издании увидела свет моя объемная, на сегодня – обобщающая, статья Константин Кузьминский: «Я человек искусства, попросту искусства целого, не распавшегося на жанры»  http://7i.7iskusstv.com/y2020/nomer4/doktorov/. В первой части статьи кратко представлена биография Константина Константиновича Кузьминского (1940-2015) и  рассказано о его фундаментальном литературно-культурологическом труде «Антологии новейшей российской поэзии У Голубой Лагуны». Во-второй – излагаются итоги экспертного опроса групп видных российских социологов относительно значимости сделанного Кузьминским для углубления понимания природы и рабочих характеристик двух методов, активно используемых в современной социологии: биографический анализ и включенное наблюдение.

Делается вывод об оправданности включения антологии «У Голубой Лагуны» в число серьезных исследований, значимых для осознания возможностей социологии как науки. Высказывается предположение о том, что лишь литературоведческий и культурологический анализ этой работы недостаточен для полного понимания наследия Константина Кузьминского. Необходимо ее социологическое прочтение и осмысление. По крайней мере в двух аспектах: возможности метода участвующего наблюдения и описание жизни, быта уникальной социальной группы — богемного сообщества.

Следующий шаг в процессе ознакомления социологов с трудом ККК видится мне в размещении материалов о нем в онлайновой интерактивной книге: Докторов Б. З. Биографические интервью с коллегами-социологами.4-е дополненное издание [электронный ресурс] / Ред.-конс. А. Н. Алексеев. Ред. электр. издания Е. И. Григорьева. М.: ЦСПиМ, 2014-2017 http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=385. Соответственно, в обеспечении доступа к нему через «Большой портрет» http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=204.

Идея собрать все проведенные мною интервью с российскими социологами была высказана А.Н. Алексеевым в мае 2011 года, и он же начал собирать эту коллекцию. При инициативе Ф.Э. Шереги для сетевого представления этой коллекции была включена Е.И. Григорьева, которая подготовила в конце того же года первое издание книги, содержавшее 40 интервью.

В настоящее время количество интервью с социологами и биографических материалов о тех, с кем уже невозможно провести интервью, перевалило за 200. В течение многих лет методологические вопросы проводимого мною уже более 15 лет историко-социологического исследования и строение названной книги обсуждалось с А.Н. Алексеевым (1934-2017). Последнее, что мы реально рассматривали с ним, было мое предложение о придании написанным мною биографий наших коллег, которые о себе уже не расскажут,  статуса мысленных бесед с ними. Это делает оправданным расположение таких текстов в ряд с реально проведенными интервью. Очевидно, что такое правило распространяется и на текст о ККК.

Какова цель этого шага и какие исследовательские соображения лежат в его обосновании. Цель – желание сохранить информацию о сделанном Константином Кузьминским в архиве, к которому достаточно часто обращаются преподаватели социологии и студенты, изучающие прошлое-настоящее советской / российской социологии. Если же говорить о логических, теоретических допущениях лежащих в основании рассматриваемого решения, то скажу о прогнозируемом росте внимания российских исследователей к методологии и практике работы с мягкими методами социологии. Кроме того, допускаю, что концептуальные и процедурные возможности Big Data в обозримом будущем позволят обнаружить в текстах антологии невидимые сегодня интересные социально-литературные факты.    

Я не отношу Константина Кузьминского к сообществу социологов, в моем понимании он – литератор, культуролог, историк современной поэзии. Но социологам необходимо изучать итоги его фундаментального труда и использовать сделанное им в интересах нашей науки.

Мне кажется, что сказанное выше, можно сформулировать так: социология не должна отказываться от интеллектуального наследия Константина К. Кузьминского.



   Тект статьи

к списку