Роль визуальных онлайн-образов в повседневности пожилых людей

Роль визуальных онлайн-образов в повседневности пожилых людей



Галкин К.А.
Роль визуальных онлайн-образов в повседневности пожилых людей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16. Вып. 2. С. 135–148.
ISSN 2541-9374
DOI: 10.21638/spbu12.2023.202
EDN: BTVPFC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54758792

Размещена на сайте: 07.11.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://sociologyjournal.spbu.ru/article/view/17084 (дата обращения 07.11.2023)



Ссылка при цитировании:

Галкин К.А. Роль визуальных онлайн-образов в повседневности пожилых людей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16. Вып. 2. С. 135–148.
DOI: 10.21638/spbu12.2023.202
EDN: BTVPFC

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей коммуникации пожилых людей через фотографии и визуальный контент в социальных сетях. Основываясь на «объект-центричном» подходе, предложенном Б. Латуром, автор анализирует механизмы коммуникации пожилых людей через воспоминания в визуальных образах в социальных сетях, а также механизмы преодоления одиночества пожилыми людьми. Эмпирической базой исследования выступают биографические интервью с пожилыми людьми из Санкт-Петербурга и Ленинградской области ( N = 30), в рамках которых они рассказывали о своем опыте и смыслах визуальных образов и фотографий, через которые происходит общение и взаимодействие с другими пользователями социальной сети и которые позволяли пожилым людям минимизировать состояние одиночества. Также в исследовании использовался метод цифровой этнографии, в ходе которого была рассмотрена коммуникация пожилых людей и содержание визуального контента, всего была проанализирована 1 тыс. фотографий и постов. В исследовании выявлено, что визуальные образы пожилых людей в социальных сетях конструируют единое целое, необходимое для индивидуализации «я» пожилого человека. Визуальные образы могут использоваться пожилыми людьми как средство достижения общности, а могут выступать механизмом самозащиты и необходимой точкой опоры, когда с помощью подобных образов люди стремятся минимизировать и купировать негативные последствия одиночества. Также именно коммуникация, происходящая через визуальные образы в социальных сетях, способствует расширению круга общения пожилых. В результате визуальные образы, демонстрируемые в социальных сетях, становятся акторами, которые выступают посредниками и через которые выстраивается коммуникация пожилых людей с другими участниками онлайн-сообществ. Данная статья, выполненная в оптике ANT, способствует расширению исследовательских возможностей рассмотрения не только акторов материальных предметов, но и визуальных акторов, которые репрезентируют особенности повседневной жизни различных социальных групп.

Ключевые слова:

пожилые люди визуальные образы повседневность пожилых людей социальные сети отдельное проживание пожилых людей older people visual images everyday life of older people social networks separate residence of older people

Рубрики:

Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации: