Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала

Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала



Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Китайцева О.В.
Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 4. С. 630–645.
ISSN 1991-9468
DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645
EDN: ILWSPI
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=56660189

Размещена на сайте: 09.01.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/125-23-4/1125-10-15507-1991-9468-113-027-202304-5 (дата обращения 09.01.2024)



Ссылка при цитировании:

Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Китайцева О.В. Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 4. С. 630–645.
DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645
EDN: ILWSPI

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оптимизации процесса воспроизводства и наращивания человеческого капитала Российской Федерации, где первостепенное место принадлежит образованию. В статье рассматриваются образовательные стратегии российских студентов в современных условиях перехода к шестому технологическому укладу, когда особое значение приобретает становление обучающегося общества и экономики знаний, что требует дополнительных инвестиций в человеческий капитал и образовательный в частности. Цель статьи – описать образовательные стратегии студентов г. Москвы; выявить взаимосвязь следования определенной образовательной стратегии и проектирования будущей жизни студентов в соответствии с выбираемым планом получения образования.Материалы и методы. Эмпирической базой статьи стали данные социологического исследования «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии», проведенного в апреле – мае 2022 г. методом онлайн-опроса с дополнительной репрезентацией массива по г. Москве. С помощью разведывательного факторного анализа методом главных компонент и вращения Варимакс авторы выделили факторы, позволяющие проинтерпретировать различные образовательные стратегии выбора студентами направления обучения.Результаты исследования. Сравнивая социальные практики студентов в г. Москве и регионах, выявляя доминирующие факторы при выборе специальности, авторы выделяют индексы выбора специальности, которые определяются разными факторами и ведут к приверженности студентами разных типов образовательных стратегий: рациональной, ближний круг доверия и случайного выбора.Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд значимых выводов, которые вносят существенный вклад в понимание структуры социального капитала современной молодежи, где ведущая роль принадлежит образовательному капиталу, а его приращение является важной задачей в процессе обеспечения развития всего российского общества в целом.

Ключевые слова:

студент студенчество человеческий капитал образовательные стратегии профессиональные ориентации student students human capital educational strategies professional orientations

Рубрики:

Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: