Распространенность алкогольных проблем в России в периоды социально-экономических кризисов

Распространенность алкогольных проблем в России в периоды социально-экономических кризисов



Позднякова М.Е., Брюно В.В.
Распространенность алкогольных проблем в России в периоды социально-экономических кризисов // Социология и право. 2023. Т. 15, № 4. С. 466-484.
ISSN 2219-6242
DOI: 10.35854/2219-6242-2023-4-466-484
EDN: TSJMDH
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=58644212

Размещена на сайте: 10.01.24

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Позднякова М.Е., Брюно В.В. Распространенность алкогольных проблем в России в периоды социально-экономических кризисов // Социология и право. 2023. Т. 15, № 4. С. 466-484.
DOI: 10.35854/2219-6242-2023-4-466-484
EDN: TSJMDH

Аннотация

Статья посвящена изучению изменений в алкогольном поведении населения России за период более чем 40 лет. В фокусе исследования – связь социально-экономических кризисов и распространенности алкогольных проблем. Показано, что в периоды социальных и экономических кризисов могут себя проявлять две поведенческие модели: повышение употребления спиртного из-за усиления психологического дистресса, и снижение употребления вследствие бюджетных ограничений.  Анализ статистических данных и материалов опросов позволяет заключить, что для России характерны большие и многократные колебания распространенности употребления алкоголя. На материалах количественных данных рассмотрена динамика самочувствия граждан и употребления ими алкогольных напитков за период с 1994 по 2022 гг. Рассмотрены такие параметры как уровень удовлетворенности жизнью, уровень тревоги по поводу невозможности обеспечить себя самым необходимым в ближайшие 12 месяцев, а также самооценка экономического положения и ощущение собственного бесправия. Выявлено, что напряженной алкогольной ситуации в России способствует не столько тяжелое экономическое положение, сколько сам процесс резких трансформаций: при этом изменение социально-экономической ситуации, как в лучшую, так и в худшую сторону может повышать уровень алкоголизации Статья посвящена изучению изменений в алкогольном поведении населения России за период более чем 40 лет. В фокусе исследования – связь социально-экономических кризисов и распространенности алкогольных проблем. Показано, что в периоды социальных и экономических кризисов могут себя проявлять две поведенческие модели: повышение употребления спиртного из-за усиления психологического дистресса, и снижение употребления вследствие бюджетных ограничений. Анализ статистических данных и материалов опросов позволяет заключить, что для России характерны большие и многократные колебания распространенности употребления алкоголя. На материалах количественных данных рассмотрена динамика самочувствия граждан и употребления ими алкогольных напитков за период с 1994 по 2022 гг. Рассмотрены такие параметры как уровень удовлетворенности жизнью, уровень тревоги по поводу невозможности обеспечить себя самым необходимым в ближайшие 12 месяцев, а также самооценка экономического положения и ощущение собственного бесправия. Выявлено, что напряженной алкогольной ситуации в России способствует не столько тяжелое экономическое положение, сколько сам процесс резких трансформаций: при этом изменение социально-экономической ситуации, как в лучшую, так и в худшую сторону может повышать уровень алкоголизации

Ключевые слова:

алкоголь потребление алкоголя социально-экономический кризис трудоспособное население alcohol alcohol consumption socio-economic crisis working population

Рубрики:

Социология девиантного поведения



Возможно, вам будут интересны другие публикации: