Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности

Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности



Трофимова И.Н.
Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 1. С. 116-129.
ISSN 2079-0910
DOI: 10.24412/2079-0910-2022-1-116-129
EDN: DUMFAP
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48560466

Размещена на сайте: 04.05.22

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: http://sst.nw.ru/Files/2022/2022_1_%20SNIT.pdf (дата обращения 04.05.2022)



Ссылка при цитировании:

Трофимова И.Н. Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13. № 1. С. 116-129.
DOI: 10.24412/2079-0910-2022-1-116-129
EDN: DUMFAP

Аннотация

В начале XXI в. исследовательские университеты стали играть ведущую роль в развитии высшего образования по всему миру и заняли центральное место в глобальной экономике знаний. В статье рассматривается проблема результативности международной деятельности и публикационной активности российских вузов — национальных исследовательских уни- верситетов. Основное внимание уделено анализу тематического соответствия зарубежных стажировок и высокорейтинговых публикаций отраслевой или ведущей специализации вуза. Рассмотрены количественные и качественные показатели публикационной активности: ко- личество статей в ведущих зарубежных журналах, их тематика и распределение по областям знаний. В качестве источников выступают отчеты самообследования национальных исследо- вательских университетов и библиометрические показатели публикационной деятельности, представленные в базе данных SCImago Institutions Rankings. Теоретической базой исследования выступают положения, согласно которым опыт работы в международных исследовательских группах способствует росту числа и качества научных публикаций, однако это в большей степени зависит от научно-исследовательского потенци- ала вуза, чем от его формального статуса. Показано, что тематическое соответствие направ- лений международного сотрудничества и высокорейтинговых публикаций отраслевой или сложившейся ведущей специализации вуза является признаком результативной исследова- тельской деятельности, и, напротив, их расхождение может говорить о  размывании  науч- но-исследовательского потенциала, проблемах кадрового обеспечения, снижении качества образования. Исходя из этого делается вывод, что деятельность вузов в статусе НИУ могла иметь разное содержание. Это ускоренное продвижение и занятие новых перспективных исследовательских ниш, укрепление текущих позиций или всего лишь апробация текущих возможностей. В начале XXI в. исследовательские университеты стали играть ведущую роль в развитии высшего образования по всему миру и заняли центральное место в глобальной экономике знаний. В статье рассматривается проблема результативности международной деятельностии публикационной активности российских вузов — национальных исследовательских университетов. Основное внимание уделено анализу тематического соответствия зарубежных стажировок и высокорейтинговых публикаций отраслевой или ведущей специализации вуза.Рассмотрены количественные и качественные показатели публикационной активности: количество статей в ведущих зарубежных журналах, их тематика и распределение по областям знаний. В качестве источников выступают отчеты самообследования национальных исследовательских университетов и библиометрические показатели публикационной деятельности,представленные в базе данных SCImago Institutions Rankings.Теоретической базой исследования выступают положения, согласно которым опыт работыв международных исследовательских группах способствует росту числа и качества научных публикаций, однако это в большей степени зависит от научно-исследовательского потенциала вуза, чем от его формального статуса. Показано, что тематическое соответствие направлений международного сотрудничества и высокорейтинговых публикаций отраслевой или сложившейся ведущей специализации вуза является признаком результативной исследовательской деятельности, и, напротив, их расхождение может говорить о размывании  научно-исследовательского потенциала, проблемах кадрового обеспечения, снижении качества образования. Исходя из этого делается вывод, что деятельность вузов в статусе НИУ могла иметь разное содержание. Это ускоренное продвижение и занятие новых перспективных исследовательских ниш, укрепление текущих позиций или всего лишь апробация текущих возможностей.

Ключевые слова:

исследования университеты сотрудничество стажировки публикации специализация research universities collaboration internships publications specialization

Рубрики:

Социология науки
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: